Кошки. Породы, стерилизация

Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ

Сальваторе Мадди (Salvatore R. Maddi) - профессор Школы социальной экологии Калифорнийского университета (School of Social Ecology at the University of California).

Ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея и впитал их целостный подход к личности, заимствовав у них кажущееся несколько старомодным сегодня понятие «персонология». Параллельно он проникся экзистенциалистским способом мышления (которому Олпорт предрекал большое будущее) и уже в 1970-е годы получил известность как автор оригинальных концепций потребностей, стремления к смыслу, экзистенциального невроза и экзистенциальной психотерапии.

Последние 15 лет основным направлением его работы выступают исследование, диагностика и фасилитация жизнестойкости - стержневой личностной характеристики, лежащей в основе «мужества быть» по П.Тиллиху и во многом ответственной за успешность личности в совладании с неблагоприятными обстоятельствами жизни.

Книги (1)

Теории личности - сравнительный анализ

Психология - странная наука. Стоит задуматься над ее проблемами, как сразу все становится неясным.

Ну, в самом деле, разве человек знает, почему он о чем-то думает? Бальзак точно написал в «Драме на берегу моря»: «Мысли западают нам в сердце или голову, не спрашивая нас». Человек способен дать себе отчет лишь в том, что именно он осознает. Но не может объяснить переход от одних своих мыслей к другим.

Мы не умеем осознавать создание мысли. Мысль всегда присутствует в нашем сознании в уже готовом виде. Поэтому, может быть, вообще правильнее говорить не «я думаю», а «мне думается». Но что же тогда такое это загадочное «Я», которое даже, вроде бы, и не само думает?

СПб.: Издательство "Речь", 2002, 486 с.
.
Одна из лучших работ по теориям личности.
Содержание:
Вступительная статья (В. М. Аллахвердов).
Личность: от мифологии к науке (Д. А. Леонтьев).
Предисловие.
1. Личность и персонология.
Чем занимаются персонологи.
Что такое личность.
Три типа знания персонолога.
Ядро и периферия личности.
Подбор теорий личности для включения в данную книгу.
2. Ядро личности: модель конфликта.
Модель конфликта: психосоциальный подход.
Позиция Фрейда.
Позиция Мюррея.
Позиция Салливана.

Позиция Ранка.
Позиция Ангьяла и Бейкана.
3. Ядро личности: модель самореализации.
Модель самореализации: актуализация.
Позиция Роджерса.
Позиция Маслоу.
Модель самореализации: совершенствование.
Позиция Адлера.
Позиция Уайта.
Позиция Олпорта.
Позиция Фромма.
4. Ядро личности: модель согласованности.

Позиция Келли.
Позиция Мак-Клелланда.

Позиция Фиске и Мадди.
5. Теоретический и эмпирический анализ представлений о ядре личности: черты трех моделей.
Важнейшие черты трех моделей.
Модель конфликта.
Модель самореализации.
Модель согласованности.
Некоторые вопросы, возникающие при анализе трех моделей.
Первый вопрос: надежно ли понятие защиты? .
Второй вопрос: все ли поведение носит защитный характер? .
Третий вопрос: высшая форма жизни - это трансцендирование или адаптация? .
Четвертый вопрос: действительно ли когнитивный диссонанс всегда неприятен и избегается? .
Пятый вопрос: все ли поведение направлено на снижение напряжения? .
Шестой вопрос: изменяется ли личность коренным образом после завершения периода детства?
Вместо заключения.
6. Периферия личности: модель конфликта.
Модель конфликта: психоаналитический подход.
Позиция Фрейда.
Позиция Мюррея.
Позиция Эриксона.
Позиция Салливана.
Модель конфликта: интрапсихический подход.
Позиция Ранка.
Позиция Ангьяла.
Позиция Бейкана.
7. Периферия личности: модель самореализации.
Модель самореализации: вариант актуализации.
Позиция Роджерса.
Позиция Маслоу.
Модель самореализации: вариант совершенствования.
Позиция Адлера.
Позиция Уайта.
Позиция Олпорта.
Позиция Фромма.
8. Периферия личности: модель согласованности.
Модель согласованности: вариант когнитивного диссонанса.
Позиция Келли.
Позиция Мак-Клелланда.
Модель согласованности: вариант активации.
Позиция Мадди.
9. Теоретический анализ подходов к периферии личности.
Различные виды конкретных периферических характеристик.
Мотивы и черты.
В защиту понятия мотивации.
Проблема бессознательного.
Схемы.
Периферическая концепция типа.
Проблема индивидуальности.
Содержание периферии личности.
Модель конфликта.
Модель самореализации.
Модель согласованности.
10. Эмпирический анализ теоретических подходов к периферии личности.
Идеальная стратегия.
Шаг первый: измерение конкретных периферических характеристик.
Шаг второй: взаимосвязь между показателями.
Шаг третий: конструктная валидность теоретических положений, касающихся периферии личности.
Практическое замечание.
Исследования с помощью факторного анализа.
Кеттел, Гилфорд и Айзенк.
Число факторов.
Типы факторов.
Содержание факторов.
Другие исследования периферии личности.
Позиция Фрейда.
Позиция Мюррея.
Позиция Эриксона.
Позиция Салливана.
Позиция Ранка.
Позиция Ангьяла и Бейкана.
Позиция Роджерса.
Позиция Маслоу.
Позиция Адлера.
Позиция Уайта.
Позиция Олпорта.
Позиция Фромма.
Позиция Келли.
Позиция Мак-Клелланда.
Позиция Мадди.
Заключительные замечания.
11. Формальные и содержательные характеристики хорошей теории личности.
Формальные характеристики.
Составляющие теории личности.
Общий критерий формальной адекватности.
Содержательные характеристики.
Заключительные замечания.
Приложение.
Теория Фрейда.
Теория Мюррея.
Теория Эриксона.
Теория Салливана.
Теория Ранка.
Теория Ангьяла.
Теория Бейкана.
Теория Роджерса.
Теория Маслоу.
Теория Адлера.
Теория Уайта.
Теория Олпорта.
Теория Фромма.
Теория Келли.
Теория Мак-Клелланда.
Теория Фиске и Мадди.
Читая Мадди. (А. Ю. Агафонов).
Список литературы.
Список дополнительной литературы на русском языке.

МОДЕЛЬ СОГЛАСОВАННОСТИ:
ВАРИАНТ АКТИВАЦИИ

Вариант когнитивного диссонанса модели согласованности рассматривает согласованность или несогласованность между когнитивными элементами, обычно ожиданиями и восприятием событий. Напротив, вариант модели согласованности, который мы сейчас здесь рассмотрим, описывает согласованность или несогласованность между привычным и реальным уровнями активации или напряжения. Как и во всех теориях согласованности, содержание сравнительно неважно. Теория Фиске и Мадди – это практически единственная активационная концепция, имеющая отношение к личности. Как вы увидите, она более всеобъемлюща, чем модели когнитивного диссонанса.

ПОЗИЦИЯ ФИСКЕ И МАДДИ

Дональд В. Фиске (Donald W. Fiske) родился в Массачусетсе в 1916 году. Проучившись в Гарварде, он получил степень доктора психологии в университете Мичигана в 1948 году. Занимаясь преподавательской и исследовательской деятельностью в обстановке университета, он сделал своим главным интересом проблему измерения личностных переменных и понимание условий, при которых человеческое поведение демонстрирует изменчивость. В Гарварде и Управлении стратегических сообщений в течение Второй мировой войны он попал под влияние Мюррея, Олпорта и Уайта. Фиске был президентом Психологической ассоциации среднего Запада, а сейчас занимает должность соруководителя факультета психологии университета Чикаго.

Сальваторе Р. Мадди (Salvatore R. Maddi) родился в Нью-Йорке в 1933 году, степень доктора психологии получил в 1960 году в Гарварде. Когда он был в Гарварде, ему посчастливилось учиться у Олпорта, Бейкана, Мак-Клелланда, Мюррея и Уайта. Занимаясь профессиональной деятельностью в обстановке университета, сочетая преподавательскую и научную деятельность, Мадди главным образом интересовался потребностью в разнообразии и личностном изменении. Сотрудничество Мадди с Фиске началось в 1960 году, и его результатом стала после ряда лет представленная ниже позиция. В настоящее время Мадди является руководителем программы преддипломной психологической клинической подготовки на факультете психологии университета Чикаго.

Активационная теория представляет современное направление в психологии, она оказала значительное воздействие на многие отрасли этой научной дисциплины. Вполне понятно, что сфера исследования личности, учитывая ее сложность, в последней и весьма незначительной степени подверглась влиянию теории активации. Но Фиске и Мадди (1963; Maddi and Propst, 1963) предложили вариант активационной теории, который не только превосходит большинство других по полноте и систематичности, но и вполне приложим к проблемам личности. В варианте когнитивного диссонанса теории согласованности акцент делается на расхождении или совпадении между двумя когнитивными элементами, обычно ожиданием или убеждением, с одной стороны, и восприятием какого-либо события – с другой. В активационной теории, предложенной Фиске и Мадди, расхождение также является важнейшей детерминантой поведения. Однако расхождение рассматривается не между двумя когнитивными элементами, а между уровнем активации, к которому человек привык, и уровнем, который он в данный момент испытывает. Расхождение между привычным и актуальным уровнями активации всегда порождает поведение, нацеленное на снижение расхождения. Следовательно, позиция Фиске и Мадди является примером модели согласованности в чистом виде.

Давайте начнем обсуждать эту теорию, сразу сформулировав тенденцию ядра: человек будет стремиться сохранить привычный для себя (характерный) уровень активации. Чтобы попытаться найти в своем личном опыте основу для понимания смысла этой тенденции ядра, имейте в виду, что активация – это слово, обозначающее ваш уровень возбуждения, или оживленности, или энергичности. Постарайтесь вспомнить моменты, когда то, что происходило, делало вас более или менее возбужденным, чем обычно, или требовало большей или меньшей оживленности и энергичности, чем обычно. Если вам казалось, что ситуация слишком или недостаточно вас возбуждает, и вы старались как-то это изменить или полагали, что требования к оживленности и энергичности слишком велики или незначительны, и пытались это как-то исправить, значит, вы нашли в себе основу для интуитивного понимания стремления ядра, предложенного Фиске и Мадди. Вполне возможно, что некоторым из вас трудно осознать связь этого со своим жизненным опытом без дальнейшего, более подробного рассмотрения данной позиции. Я думаю, это связано с тем, что эта концепция довольно новая и незнакомая, а также с тем, что психологическое заимствование понятия активации не сразу становится очевидным. Давайте поэтому поспешим к более подробному изучению позиции.

Привычный и актуальный уровни активации

Согласно Фиске и Мадди (1961, с. 14), активация – это нейропсихологическое понятие, с психологической стороны описывающее такое распространенное ядро значений, как оживленность, внимательность, напряжение и субъективное возбуждение; с неврологической стороны – состояние возбуждения определенного мозгового центра. Очевидно, что с психологической стороны Фиске и Мадди имеют в виду общий уровень активизации организма, сходный с тем, что многие другие из упомянутых нами ученых называли напряжением. Фиске и Мадди пытаются сделать эту точку зрения более правдоподобной и убедительной, исследуя стоящий за ней нервный субстрат. С нейрологической стороны они предполагают, что ретикулярная формация – большая подкорковая область головного мозга – является центром активации. В этом они следуют за многочисленными предшественниками (например, Samuels, 1959; Jasper, 1958; O"Leary and Coben, 1958) и пытаются объединить психологический и физиологические уровни теоретизирования.

Составив предварительное определение активации, Фиске и Мадди обратились к проблеме детерминант этого состояния возбуждения. Они выделили три направления стимуляции и три источника стимуляции, объединив все эти оказывающие влияние на активацию характеристики в одном понятии воздействие. Тремя измерениями стимуляции являются интенсивность, значимость и разнообразие. Интенсивность, определяемая в терминах физической энергии, является явным свойством стимуляции. Здесь описывается вид различия между громким звуком и тихим. Значимость нуждается в более подробном объяснении. В определенном смысле у всего, что может называться стимулом, должно быть значение. Если бы у него не было значения, вы бы его не распознали. В этом смысле значимость будет неким общим признаком стимуляции, лежащим в основе всех остальных, включая интенсивность и разнообразие. Фиске и Мадди предлагают более ограниченное определение значимости. Они имеют в виду в основном важность стимула для организма, на который стимул оказывает воздействие. Например, слово "прощание" для большинства людей обладает меньшей значимостью, чем слова "пожар" или "любовь". Рассматривая разнообразие, Фиске и Мадди отмечают ряд моментов. Прежде всего, разнообразие описывает состояние, в котором текущий стимул отличается от предшествующего – отличается по интенсивности или значимости или по обоим критериям. Итак, одним из аспектов разнообразия является изменение. Другой аспект разнообразия – новизна, то есть состояние, при котором текущий стимул необычен, редко встречается в жизненном опыте человека в целом независимо от того, отличается ли он от стимула, непосредственно предшествовавшего данному. Последним аспектом разнообразия является неожиданность, или состояние, в котором текущий стимул отклоняется от того, что, по мнению человека, должно было случиться, причем неважно, несет ли он изменение, является ли необычным в более широком смысле.

Разговор об измерениях стимуляции, способных оказать влияние на активацию, побуждает нас обсудить источники стимуляции хотя бы из соображений законченности. Фиске и Мадди оговаривали три вида источников: экстероцептивные, интероцептивные и корковые. Экстероцептивная стимуляция включает химическое, электрическое, механическое возбуждение органов чувств, восприимчивых к событиям внешнего мира. Напротив, интероцептивная стимуляция относится к возбуждению органов чувств, восприимчивых к событиям, происходящим внутри самого тела. Эти два источника стимуляции уже хорошо известны и не нуждаются в пояснениях. Но необычным является рассмотрение корковой стимуляции. Большинство психологов, изучающих психологические явления в коре головного мозга, склонны рассматривать их в качестве отражения стимуляции, идущей от других участков тела или со стороны внешнего мира. Фиске и Мадди предлагают рассматривать саму по себе кору в качестве одного из реальных источников стимуляции. Их точка зрения выглядит логически обоснованной, поскольку мозговой локус активации расположен в подкорковой области. Возможными анатомическими и физиологическими основаниями может служить недавнее открытие того, что кора не только получает, но и посылает нервные волокна в сторону ретикулярной формации, которая, как вы помните, и является тем самым подкорковым центром. Хебб (Hebb, 1955) предположил, что нервные волокна, идущие от коры к ретикулярной формации, могут составлять физиологический субстрат для понимания "немедленной побудительной силы, которой обладают познавательные процессы".

Для Фиске и Мадди уровень активации является прямой функцией воздействия. Воздействие же, в свою очередь, – это некая прямая функция от интенсивности, значимости и разнообразия стимуляции, идущей от интероцептивных, экстероцептивных и корковых источников. Активация, воздействие, направления и источники воздействия общи для всех людей и поэтому являются характеристиками ядра личности. До сих пор теория Фиске и Мадди могла казаться слишком сложной и оторванной от психологически важных феноменов, чтобы быть очень полезной для персонолога. Но потерпите, и психологическая значимость этой позиции скоро станет очевидной. Что касается сложности, вы должны понимать возможность того, что целостность, к которой стремились Фиске и Мадди, не только требует такого уровня сложности, но также может быть очень полезной для достижения понимания. Возможно, вы заметили, например, что расхождение между ожиданием и действительностью, которое так подчеркивали Мак-Клелланд и Келли, у Фиске и Мадди представляет лишь один аспект разнообразия. Другие ученые делают неожиданность базовой детерминантой напряжения и тревоги, эти термины по своему значению мало отличаются от того, что Фиске и Мадди обозначили понятием "активация". Но, познакомившись с широким определением характеристик стимулов, производящих воздействие, разработанным Фиске и Мадди, начинаешь задумываться, не слишком ли упростили другие ученые свои взгляды на детерминанты напряжения.

Рассмотрев актуальный уровень активации, который задается в любой конкретный момент времени общим воздействием стимуляции, мы можем обратиться к привычному уровню активации. Фиске и Мадди полагают, что уровни активации, испытываемые человеком в течение многих дней, имеют тенденцию быть относительно похожими друг на друга. Ведь закономерности и последовательности жизни должны выливаться в повседневное сходство интенсивности, значимости и разнообразия стимуляции из различных источников. С течением времени человек должен начать испытывать определенный уровень активации в качестве нормального, обычного для определенного периода дня. Эти нормальные, обычные, привычные уровни активации приблизительно могут быть измерены путем вычисления среднего актуальных кривых активации человека в течение периода из нескольких дней. Такое измерение было произведено Клейтманом (Kleitman, 1939), который обнаружил закономерность, названную им циклом существования. Этот цикл существования характеризуется одним главным подъемом и спадом в течение периода бодрствования. После пробуждения высокоразвитые организмы обычно демонстрируют нарастающую степень оживленности, затем в течение относительно долгого периода происходит постепенный рост, а позднее – постепенный спад, и наконец, происходит резкий спад по направлению к состоянию покоя и возвращение в состояние сна. Некоторые физиологические показатели, такие, как частота сердечных колебаний и температура тела, ведут себя так же (Kleitman and Ramsaroop, 1948; Sidis, 1908). Фиске и Мадди полагают, что кривая, описанная как цикл существования, является кривой привычного уровня активации. Поскольку у каждого есть привычный уровень активации, хотя у разных людей кривая может принимать различную форму, это характеристика ядра личности, а также, конечно, и рассмотренный нами ранее актуальный уровень активации.

Поскольку вы постулируете наличие актуального и привычного уровней активации, почти естественно рассмотреть в качестве важной характеристики их совпадение или несовпадение. Это как раз то, что делают Фиске и Мадди. Их тенденция ядра описывает стремление человека сохранить уровень активации, привычный для данного времени дня. Если актуальная активация отклоняется от привычного уровня, происходит поведение, изменяющее воздействие. Возможны два вида отклонения. Если актуальный уровень активации выше привычного, имеет место поведение, снижающее воздействие, а если актуальный уровень активации ниже привычного – поведение, повышающее воздействие. Вы должны отметить, что снижающее воздействие поведения должно заключаться в попытках снизить интенсивность, значимость или разнообразие стимуляции, идущей от интероцептивных, экстероцептивных и корковых источников, а определение поведения, повышающего воздействие, будет противоположным.

Фиске и Мадди считаются сторонниками теории согласованности, поскольку в качестве общей направленности жизни они рассматривают стремление к совпадению между актуальным и привычным уровнями активации. Объясняя, почему люди демонстрируют это стремление ядра, Фиске и Мадди (1961) признают, что совпадение актуального и привычного уровней активации переживается как состояние благополучия, в то время как расхождения между ними приводят к негативным эмоциям, причем степень их выраженности растет с увеличением степени расхождения. И, чтобы избежать дискомфортного переживания негативного аффекта, люди пытаются снизить расхождение между актуальным и привычным уровнями активации, а успех этих попыток переживается как позитивный аффект.

Теория Фиске и Мадди, бесспорно, представляет собой модель согласованности, поскольку идеальное состояние – это полное отсутствие расхождений между актуальным и привычным уровнями активации. Здесь не считается, как в теории Мак-Клелланда, что маленькая степень расхождения – это позитивное явление. Но Мак-Клелланд с настойчивостью доказывал, что позиции, подобные позиции Келли, ограничены, так как не могут отразить важность скуки сопутствующего интереса к неожиданным событиям. Эта точка зрения разделяется Фиске и Мадди, что проявляется в том, что, по их мнению, актуальная активация может не только перехлестнуть привычный уровень, но и не дотянуть до него. Когда уровень актуальной активации слишком низок, человек будет активно искать стимуляцию с большим разнообразием, значимостью или интенсивностью. В частности, это означает, что он будет искать неожиданные события. Эта особенность позиции Фиске и Мадди связана с двумя другими, достаточно важными, чтобы быть достойными упоминания. Прежде всего, они не считают снятие напряжения целью всей жизнедеятельности, как это делают остальные сторонники моделей соответствия в чистом виде. Хотя их точка зрения, несомненно, принадлежит к числу теорий согласованности, Фиске и Мадди согласны с Мак-Клелландом в том, что иногда человек может стремиться к тому, чтобы снизить напряжение или активацию, а иногда к тому, чтобы их повысить. Вторая особенность, которую следует упомянуть, заключается в том, что Фиске и Мадди полагают, что обычные, каждодневные жизненные ситуации несут некое разнообразие (изменение, новизну, неожиданность), так же как и некую интенсивность и значимость. Другими словами, нормальным считается уровень разнообразия, слегка превышающий минимальный. Это допущение неявно присутствует в положении о том, что привычный уровень активации достаточно высок в течение всего дня, чтобы актуальный уровень активации в действительности мог его принизить. Для Фиске и Мадди предположение других теорий согласованности о том, что идеальная ситуация – это отсутствие неожиданности, звучит несколько нелепо, поскольку оно очевидно противоречит обычной жизни. Фиске и Мадди согласны с Мак-Клелландом в том, что человеческому существу было бы скучно в ситуации полнейшей определенности и предсказуемости и что такая ситуация порождала бы слишком маленькое воздействие, не достаточное для подъема активации к привычному уровню.

Теория Фиске и Мадди – хороший пример того, что называется гомеостатической позицией. Другими словами, когда бы ни случалось какое-нибудь отклонение от нормы, в данном случае от привычного уровня активации, предпринимается попытка вернуться в нормальное состояние, которая становится сильнее по мере увеличения степени отклонения. В психологии есть общая тенденция рассматривать все теории снятия напряжения гомеостатическими по природе. Таким образом, концепции Фрейда, Салливана, Ангьяла, Бейкана, Ранка, Келли и Фестингера, а возможно, еще и некоторые другие можно было бы назвать гомеостатическими теориями. Меня поражает то, что на самом деле эти теории представляют лишь половину гомеостатической модели, поскольку принимаемая в них норма – состояние минимума. Это означает, что норму можно только превысить, но до нее нельзя не дотянуть. Теория Фиске и Мадди по сравнению с другими – это действительно гомеостатическая позиция, в которой норма – нечто большее минимума и меньшее максимума. Познакомившись с теорией, подобной Фиске и Мадди, становится очевидным частичное несоответствие других теорий понятию гомеостаза. На предыдущих страницах были упомянуты многие понятия, и, возможно, в завершение этого подраздела было бы полезно резюмировать их, пользуясь терминологией ядра личности. Стремление человека сохранить характерный или привычный для него уровень активации в каждый момент времени представляет собой тенденцию ядра личности. Эта тенденция не различается у разных людей, она пропитывает все их существование. Выделяется ряд характеристик ядра личности, связанных с этой тенденцией ядра. Это актуальный уровень активации, привычный уровень активации, расхождение между ними, усиливающее воздействие поведение и уменьшающее воздействие поведение. У всех людей эти понятия находятся в одних и тех же взаимосвязях. Если уточнить, есть множество источников индивидуальных различий, назовем только несколько из них: могут отличаться привычные уровни активации, может существовать множество способов увеличить или уменьшить воздействие, но все эти вопросы мы обсудим в главе 8, посвященной периферии личности.

Формирование характерной кривой активации

Фиске и Мадди не считают, что человек рождается с привычной кривой активации, возможно, она формируется в результате жизненного опыта. Если точнее, они все же предполагают, что генетические особенности, еще недостаточно хорошо пока изученные, могут создавать предрасположенность тому, что привычная кривая активации у человека будет иметь определенную высоту и форму. Но накопленный опыт переживания определенного уровня активации в определенные моменты дня будет, как полагается, оказывать решающее влияние на формирование характерной кривой активации. Итак, прежде всего окружающая среда оказывает значительное влияние на человека в качестве основной детерминанты характерной кривой активации. Эта детерминация происходит когда-то в детстве, хотя Фиске и Мадди не говорят по этому поводу ничего достаточно определенного. В каком-то смысле их неопределенность не очень удивительна, поскольку мы видели, что модель согласованности уделяет мало внимания содержанию жизненного опыта и врожденной природы. У Келли и Мак-Клелланда на поведение оказывает влияние сам факт наличия расхождения между ожиданием и действительностью, а не содержание расхождения. У Фиске и Мадди формирующее влияние оказывает воздействие ранней стимуляции, а не ее содержание. Поскольку вы не подчеркиваете значимость содержания стимулов и врожденной природы, у вас есть мало логических стремлений разработать подробную теорию стадий развития, на которых будут важны содержание ваших желаний и содержание реакций особо значимых окружающих.

Но Фиске и Мадди полагают, что по мере накопления опыта, по мере того, как дни идут один за другим, характерная кривая активации начинает принимать устойчивые очертания. Установленная однажды, эта кривая не очень сильно изменяется под воздействием обычных обстоятельств. Это происходит благодаря воздействию, оказываемому на личность и опыт со стороны стремления поддержать активацию на характерном уровне. Здесь важно разграничить коррекцию расхождений между актуальным и характерным уровнями активации, которые действительно имеют место, и антиципационными попытками предотвратить такие расхождения (Maddi and Propst, 1963). Мы рассмотрим сейчас антиципационную деятельность, поскольку она является основой для понимания того, почему характерная кривая активации не изменяется, после того как однажды сформировалась, а коррекционную деятельность рассмотрим позже. По мере накопления опыта человек обучается определенным привычным способам жизнедеятельности, позволяющим предотвратить появление больших расхождений между актуальным и характерным уровнями активации. Эти способы оказывать влияние на настоящие и будущие интенсивность, значимость и разнообразие стимулов из интероцептивных, экстероцептивных и корковых источников формируют значительную часть периферии личности. Если периферия личности успешно выражает тенденцию ядра, то условия, при которых характерная кривая активация изменилась бы, не встречаются. Спектр опыта и видов деятельности человека избирается и удерживается так, чтобы в результате получать такое воздействие в разные моменты дня, чтобы актуальные уровни активации соответствовали характерным. Пожалуй, чем дольше живет человек, тем устойчивее становится его характерная кривая активации. Только если бы ему пришлось долго находиться в условиях с непривычными уровнями воздействия (примером могло бы быть поле боя), создались бы условия стимуляции, способные изменить характерную кривую активации.

Антиципационные и коррекционные попытки поддержать согласованность

Вам могло показаться, что Фиске и Мадди, подобно Фрейду, считают, что личность остается практически неизменной после детства, но на самом деле это не так. Хотя считается, что привычная кривая активации остается приблизительно одинаковой при обычных обстоятельствах, поведение и личностные процессы, выражающие прогнозирующую функцию тенденции ядра, в действительности должны изменяться, чтобы эта кривая могла оставаться неизменной. Это может показаться парадоксальным, но в действительности все очень просто и понятно. Одна из функций процессов антиципации состоит в том, чтобы оградить будущие уровни активации от падения ниже характерных уровней. Но это утверждение следует понимать вместе с тем фактом, что любая стимуляция, в независимости от ее первоначального воздействия, будет с течением времени терять воздействие. Мы приспосабливаемся к стимуляции, если она продолжается достаточно долго. Мы перестаем замечать звук, казавшийся вначале громким, если он продолжается достаточно долго. С течением времени что-то значимое становится обыденным. Разнообразие имеет особенно короткий жизненный срок, поскольку всякий новый или неожиданный стимул очень сильно уменьшает силу своего воздействия так, что может стать скучным. Большое количество экспериментальных данных подтверждает вывод о том, что изначальное воздействие стимуляции уменьшается по мере того, как продолжается время, в течение которого оно переживается (см. Fiske and Maddi, 1961).

Это означает, что чем дольше живет человек, тем чаще он должен изменять свои антиципационные техники, предотвращая падение будущих уровней активации на слишком низкие, некомфортные уровни. Что касается действий, он должен постоянно расширять спектр своей деятельности и интересов. Что касается мыслей и чувств, он должен становиться все более и более утонченным и дифференцированным, поскольку именно так можно обеспечить, чтобы будущая стимуляция в действительности порождала более сильное воздействие, чем ощущалось бы в данный момент. Если вы посмотрите на полотно Джексона Поллака прямо сейчас, оно может оказать на вас небольшое воздействие, поскольку покажется не более чем пятном красок, в лучшем случае повторяющихся. Но, повысив тонкость своих когнитивных и аффективных процессов, вы станете гораздо чувствительнее к этой же картине, увидев ее в будущем. Тогда, возможно, она произведет огромное впечатление, поскольку вы сможете воспринять многие витки краски, нанесенные слой за слоем, и тончайшие различия между частями полотна. Вне зависимости от того, согласны ли мы в оценке Джексона Поллака, я думаю, вы понимаете, что означает постоянный рост когнитивной и эмоциональной дифференцированности как основы обеспечения того, что активация не упадет слишком низко в будущем. Попытка приблизиться к точке, когда в песчинке можно увидеть вселенную, выражает когнитивное, аффективное совершенствование опыта с целью компенсировать его естественную тенденцию терять силу воздействия по мере продолжения или повторения.

Но для того чтобы должным образом удерживать характерный уровень активации, человек должен также овладеть антиципационными техниками, позволяющими оградить будущее воздействие от подъема выше характерного уровня. Это особенно необходимо, чтобы уравновесить возможные, хотя и случайные, побочные эффекты от антиципационных попыток удержать активацию от падения ниже характерного уровня. Когда вы стараетесь обеспечить это, становясь более когнитивно, аффективно и деятельностно дифференцированным, вы не можете с абсолютной точностью предсказать, чем все это закончится. Если вы постоянно наращиваете поиск новых и более значимых и интенсивных переживаний, вы увеличиваете вероятность наступления кризиса, в котором ваша способность удерживать происходящее в допустимых пределах окажется под угрозой. Вы можете непреднамеренно очутиться под влиянием такого мощного воздействия, что в результате получится некомфортно высокий уровень активации. Уточним: если бы это действительно произошло, человек, согласно этой теории, стал бы очень активно корректировать высокий уровень активации. Но со стороны человека было бы неэффективно ждать, пока активация станет уж очень высокой, не предпринимая никаких действий, так же как неэффективно полагаться на коррекцию уровня активации, упавшей уж слишком низко.

Прогрессирующая когнитивная, аффективная и деятельностная дифференциация – это антиципационная техника для поддержания высокой активации, но как можно удерживать активацию на достаточно низком уровне? Мадди и Пропет (1963) показывают, что способ оградить себя от того, что в будущем уровни активации не станут слишком высокими, – это нарастающее развитие механизмов и техник интеграции элементов познания, эмоций и действий, дифференцированных, чтобы гарантировать, что активация не будет слишком низкой. Сущность интеграции – это организация дифференцированных элементов в широкие категории по функциям или значимости. Процессы интеграции позволяют вам увидеть, в чем отдельные переживания сходны в значении и интенсивности с другими переживаниями, независимо от того, насколько они могут отличаться на основании более конкретного анализа, служащего проявлением процессов дифференциации. Между процессами дифференциации и интеграции нет конфликта. Неважно, насколько чувствительны вы стали к нашему полотну Джексона Поллака на основе процессов дифференциации, вы также можете поместить это полотно в общую схему его работы, работ современников и истории искусства, используя процессы интеграции. Функция интегративных процессов в том, чтобы не дать будущим уровням активации стать слишком высокими, не лишая при этом личность способности к чувствительным переживаниям, необходимым для избегания удручающе низких уровней активации.

На самом деле, как вы можете судить, предлагаемый образ личности предполагает постоянные изменения в течение всей жизни; эти изменения служат поддержанию минимальных расхождений между актуальным и привычным уровнями активации. Изменение включает прогрессирующую дифференциацию и интеграцию или то, что раньше мы встречали под названием "психологический рост". Это понятие присутствует в вариантах актуализации и совершенства модели самореализации, хотя акценты могут расставляться по-разному. Это понятие не характерно для теорий психосоциального конфликта, хотя оно играет определенную роль в теориях интрапсихического конфликта. Фиске и Мадди – единственные представители модели согласованности, использующие понятие психологического роста. В действительности, их подход представляется более плодотворным, чем взгляды сторонников теории самоактуализации или совершенствования, потому что Фиске и Мадди объясняют психологический рост на основании выражения тенденции ядра, а не просто рассматривая ее как составную часть самой этой тенденции.

Теперь мы можем вернуться не к антиципационным, а к коррекционным процессам, чтобы понять их особую значимость. Прежде всего, очевидно, что коррекция расхождения между актуальным и характерным уровнями активации необходима только тогда, когда антиципационные процессы потерпели неудачу. У взрослого человека попытки коррекции носят характер аварийных маневров (Maddi and Propst, 1963). Выражаясь простым языком, Мадди и Пропст полагают, что снижающее воздействие поведение, нацеленное на понижение актуального уровня активации, который уже превысил характерный, искажает реальность в том смысле, что позволяет не замечать воздействие стимулов, которое в действительности имеет место. Они полагают, что увеличивающее воздействие поведение, нацеленное на повышение актуального уровня активации, который уже ниже характерного, также искажает реальность, но такое искажение добавляет что-то к стимуляции, что на самом деле отсутствует. Эти сенсибилизирующие и десенсибилизирующие аспекты коррекционного поведения близко подходят к одному из аспектов традиционного понимания термина "защита". Но мы должны соблюдать осторожность и понимать, что Мадди и Пропет не имеют в виду активное исключение из сознания побуждений и желаний, формирующих существующую, но опасную часть самой личности. Они просто говорят о существовании механизма преувеличения или преуменьшения реального воздействия стимуляции. В этом они подходят к понятию защиты ближе, чем все остальные представители модели согласованности.

Если говорить в общем, концепция Фиске и Мадди – это теория согласованности, которая уделяет главное внимание расхождению между актуальной и привычной активацией, а не точности прогнозов. Она сформулирована достаточно широко, чтобы включить другие теории соответствия, делающие тот же самый акцент. В концепции Фиске и Мадди поведение и личность частично ориентированы на снижение напряжения, а частично – на его повышение. В этом данный подход напоминает теорию Мак-Клелланда, хотя он ближе к традиционной модели соответствия, чем к ее варианту. Фиске и Мадди, как и другие представители модели соответствия, эклектичны в подходе к содержанию, их представления о человеке и обществе содержат мало неизбежных и неизменных характеристик. Они полагают, что важнейшие черты ядра личности остаются постоянными, но периферия личности постоянно изменяется на протяжении всей жизни, чтобы удовлетворять требования тенденции ядра. Постоянное изменение происходит в направлении одновременного нарастания дифференцированности и интегрированности или психологического роста.

Просмотров: 2133
Категория: »

Вариант когнитивного диссонанса модели согласованности рассматривает согласованность или несогласованность между когнитивными элементами, обычно ожиданиями и восприятием событий. Напротив, вариант модели согласованности, который мы сейчас здесь рассмотрим, описывает согласованность или несогласованность между привычным и реальным уровнями активации или напряжения. Как и во всех теориях согласованности, содержание сравнительно неважно. Теория Фиске и Мадди – это практически единственная активационная концепция, имеющая отношение к личности. Как вы увидите, она более всеобъемлюща, чем модели когнитивного диссонанса.

ПОЗИЦИЯ ФИСКЕ И МАДДИ

Дональд В. Фиске (Donald W. Fiske) родился в Массачусетсе в 1916 году. Проучившись в Гарварде, он получил степень доктора психологии в университете Мичигана в 1948 году. Занимаясь преподавательской и исследовательской деятельностью в обстановке университета, он сделал своим главным интересом проблему измерения личностных переменных и понимание условий, при которых человеческое поведение демонстрирует изменчивость. В Гарварде и Управлении стратегических сообщений в течение Второй мировой войны он попал под влияние Мюррея, Олпорта и Уайта. Фиске был президентом Психологической ассоциации среднего Запада, а сейчас занимает должность соруководителя факультета психологии университета Чикаго.

Сальваторе Р. Мадди (Salvatore R. Maddi) родился в Нью-Йорке в 1933 году, степень доктора психологии получил в 1960 году в Гарварде. Когда он был в Гарварде, ему посчастливилось учиться у Олпорта, Бейкана, Мак-Клелланда, Мюррея и Уайта. Занимаясь профессиональной деятельностью в обстановке университета, сочетая преподавательскую и научную деятельность, Мадди главным образом интересовался потребностью в разнообразии и личностном изменении. Сотрудничество Мадди с Фиске началось в 1960 году, и его результатом стала после ряда лет представленная ниже позиция. В настоящее время Мадди является руководителем программы преддипломной психологической клинической подготовки на факультете психологии университета Чикаго.

Для чего пишутся учебники по теориям личности?

С одной стороны, это отчет о достижениях и взлетах психологии личности , о глубоких открытиях или озарениях, или о проделанной кропотливой работе, итогом которой стал новый взгляд на личность.

С другой стороны, это отчет о провалах и тупиках, иллюстрации однобокости и предубежденности, слепоты к другим взглядам и порою даже к фактам, история жарких схваток и отчаянной конкуренции.

И это все одни и те же теории.

Учебники по психологии личности и учебники по теориям личности в психологии (а только в англоязычной литературе и тех и других написан не один десяток) – это разные учебники, и пишут их разные авторы. Возникает вопрос – чем изучение теорий личности может помочь в понимании личности? Не имеет ли оно только лишь историческое, археологическое значение, подобно тому, как череп неандертальца иллюстрирует один из более или менее тупиковых путей эволюции человека и имеет лишь очень ограниченную ценность для познания современного человека?

Свод теорий личности – это история идей. Все интересные идеи в науке оставляют свой след, который присутствует даже тогда, когда первоисточники уже давно забыты. Мы уже не вспоминаем каждый раз Фрейда, говоря о бессознательном, Адлера, говоря о компенсации, Маслоу, говоря о самоактуализации, Д.Н.Узнадзе, говоря об установке, или А.Н.Леонтьева, говоря о личностном смысле. Эти идеи, оторвавшись от их авторов , перешли в основной фонд объяснительных понятий. Из теорий личности перешли в общую психологию личности.

Однако примерно лет 30-40 тому назад при взгляде на многообразие теорий личности сразу делалось ясно, что психология еще не в полной мере является наукой – во всяком случае, по сравнению с науками о природе. Действительно, естественные науки много столетий назад миновали тот этап, когда разные мыслители не могли договориться не только об общих взглядах на законы мироздания, но даже об общем языке, на котором о нем можно рассуждать. Разноречивые теории полностью исключали друг друга, выступая не столько в познавательной, сколько в идеологической роли мифов, вера в которые служит критерием различения "своих" и "чужих". Именно это мы наблюдаем сегодня в психологии личности. Естественные науки преодолели эту теоретическую раздробленность, выработав общий язык, общую аксиоматику, общую логику умозаключений и расширения сферы познанного. В этом направлении движется и психология личности в последние 2-3 десятилетия, и довольно быстро, хотя окончательное ее превращение из мифологии в науку – дело не самого близкого будущего.

Можно достаточно уверенно датировать возникновение психологии личности как особой предметной области психологического познания концом 1930-х гг., когда вышли в свет первые фундаментальные теоретические работы, задавшие эту область: "Динамическая теория личности" К.Левина (1935), "Личность" Г.Олпорта (1937) и "Исследования личности" Г.Мюррея (1938). С этого времени и примерно до конца 1960-х годов длился период, который можно назвать классическим периодом в изучении личности, характеризовавшийся именно упомянутым многообразием альтернативных теорий. С начала 1970-х гг. вектор теоретическою развития изменился – началось движение теорий навстречу друг другу , к выработке общего языка на основе достижений, накопленных в каждой из них. Психология личности вступила в неклассический этап своего развития, ведущий к превращению этой области знания в науку.

В любой науке среди выдающихся ученых можно выделить представителей двух основных типов – "открывателей" и "систематизаторов". Первые открывают новый объяснительный принцип и перестраивают в соответствии с ним свою область знания. Они видят реальность через призму своей идеи, им грозит опасность предвзятости, однобокости, но именно они обеспечивают прорывы в науке. Они создают научные школы, развивающие дальше основанное ими учение. Вторые, как правило, обладают энциклопедическими познаниями, которые позволяют им, не вводя новых объяснительных принципов, систематизировать имеющееся знание, строить общетеоретические системы, сводить концы с концами и обобщать современное им состояние знаний в своей области. Они, конечно, тоже делают открытия, но более частные. У них есть ученики, но нет школы, потому что школа формируется вокруг яркой идеи, а не вокруг системы. Но они пользуются огромным авторитетом, потому что способность интегрировать разные идеи в систему встречается еще реже, чем способность открыть что-то принципиально новое. Примеров масса: открыватель Платон и систематизатор Аристотель, открыватель Кант и систематизатор Гегель , открыватель Маслоу и систематизатор Олпорт, открыватель А.Н.Леонтьев и систематизатор С.Л.Рубинштейн. Эти два типа ученых дополняют друг друга; если бы тех или других не было, наука вряд ли могла бы развиваться.

Идеи разных открывателей не только часто противоречат друг другу. Часто они просто о разном, на разном языке и никак не поддаются соединению в одном образе. Возьмите конституциональную антропологию Шелдона, факторный анализ Кеттелла и аналитическую психологию Юнга. Все они относятся к теориям личности, но это теории совершенно разного! Что же такое личность? Не придется ли нам определять личность как то, о чем повествуют теории личности, по аналогии с известным определением интеллекта как того, что измеряют тесты интеллекта?

Здесь может помочь димензиональный метод, которым пользуется Виктор Франкл при демонстрации отношений между разными гранями или аспектами человеческого бытия. Представим себе, говорит Франкл, учебник, на страницах которого изложены разные, несопоставимые между собой теории личности. Символически это можно изобразить в виде раскрытой книги, на одной странице которой нарисован квадрат, а на другой – круг. Между ними трудно найти связь – ведь задача на квадратуру круга, как известно, нерешаема. Но возьмем эту книгу, продолжает Франкл, и разместим эти страницы под прямым углом друг к другу , чтобы они лежали на двух перпендикулярных плоскостях, пересекающихся в районе корешка книги. Тогда можно без труда вообразить трехмерную фигуру, проекция которой на одну плоскость (страницу) образует круг, а проекция на другую, ей перпендикулярную, образует квадрат. Этой фигурой будет цилиндр с высотой, равной диаметру основания. Задача, таким образом, решается, если построить общее пространство разных определений и увидеть за разными взглядами частные проекции сложного многомерного объекта – личности – на разные плоскости ее рассмотрения.

Тем самым ответ на вопрос, зачем нужны теории личности, может звучать так: чтобы увидеть все многообразие граней, которыми может поворачиваться личность, и ни к одной из которых она не сводится.

При этом практически все учебники по теориям личности писались и пишутся в "классическом" духе. Это значит, что несмотря на общее введение и заключение, а также иногда предлагаемую сетку общих критериев, задающих своеобразное семантическое пространство, в котором теории удобно сравнивать между собой, каждая теория излагается в собственной логике, в изоляции от остальных теорий – то, что А. Н. Леонтьев называл "обобщением посредством переплета". И наверное, по-другому описывать теории личности в их классический период было почти невозможно – почти, потому что Сальваторе Мадди это все же удалось. Но для этого была необходима одна особенность , которой обладает Мадди, в отличие от других авторов учебников. Он подходит к теориям личности не с позиций прилежного ученика, а с позиций глубокого и творческого ученого-теоретика, ведущего диалог на равных с Юнгом, Роджерсом, Келли и остальными классиками.

Сальваторе Мадди был учеником Гордона Олпорта и Генри Мюррея и впитал их целостный подход к личности, заимствовав у них кажущееся несколько старомодным сегодня понятие "персонология". Параллельно он проникся экзистенциалистским способом мышления (которому Олпорт предрекал большое будущее) и уже в 1970-е годы получил известность как автор оригинальных концепций потребностей, стремления к смыслу, экзистенциального невроза и экзистенциальной психотерапии. Последние 15 лет основным направлением его работы выступают исследование, диагностика и фасилитация жизнестойкости – стержневой личностной характеристики, лежащей в основе "мужества быть" по П.Тиллиху и во многом ответственной за успешность личности в совладании с неблагоприятными обстоятельствами жизни. Надеюсь, что через сравнительно небольшое время российские читатели смогут познакомиться и с собственно теоретическими работами этого интереснейшего автора.

Однако наибольшую известность он приобрел, пожалуй, именно благодаря этому учебнику, который вышел первым изданием в 1968 году и переиздавался с тех пор неоднократно, – это один из наиболее популярных в США учебников по этой теме. Мадди опередил время – когда на дворе стоял еще классический период, он начал писать о теориях личности по-новому, проводя границы не между теориями , а между объектами анализа и сравнивая то, как разные авторы подходят к одним и тем же группам проявлений личности. Разложив теории на составные части, Мадди перекомбинирует эти элементы в иной логике – не в логике отдельных теорий, а в логике предмета. Ему удалось на практике применить рекомендованный Франклом метод, восстановив личность в полном ее объеме, а собственно теории подчинив задаче прийти к лучшему пониманию личности в целом. Эта сравнительная (компаративистская) логика изложения отчасти затрудняет усвоение отдельных теорий, потому что Мадди рассыпает на составные части простые схемы, предназначенные для упрощения понимания сути каждой теории. Зато она помогает понять личность как целое, невзирая на расхождения во взглядах отдельных авторов. Если большинство учебников по теориям личности закрываешь с ощущением "а как же все-таки на самом деле?", то книга Мадди вызывает совершенно иное ощущение – ощущение ухватывания чего-то главного, невзирая на то, что не удается припомнить частности. Таким образом, в этой книге та резкая грань между теориями личности и общей психологией личности, с которой я начал, оказывается стертой. Мадди счастливо избегает сам и избавляет нас от опасности за разными теориями личности, за отдельными ее гранями не увидеть личность. Личность просвечивает у него сквозь все теории.

Я поздравляю читателей с выходом этой незаурядной книги и призываю учиться у ее автора – учиться целостному взгляду на личность, учиться уважительному, но равноправному диалогу с авторитетами, учиться понимать чужую логику , но не поддаваться ей, учиться мыслить точно и одновременно творчески. Учиться не только исследовать личность, но и быть ею.

Д.А.Леонтьев,
доктор психологических наук,
профессор МГУ




Загрузка...