Кошки. Породы, стерилизация

Методическая разработка сценария семинара – практикума для классных руководителей Тема: Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних. Постоянно действующий научно-практический семинар для образовательных организаций «Роль образования в п

Разделы: Социальная педагогика

Подготовка к мероприятию:

  1. Подготовить презентацию (Приложение 1)
  2. Подготовка объявления-приглашения к участию в семинаре (Приложение 2)
  3. Подбор литературы в помощь выступающим
  4. Подготовить памятки, анкеты и т.п. (Приложение 3)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

(слайд № 1)

Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Никто из нас не опровергнет истины – ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.

Обратимся к данным Госкомстата: (слайд № 2) ежегодно 2 млн. детей попадают под тяжелую руку своих родителей, 50 тыс. уходят из дома, каждый год распадаются 500 – 600 тыс. семей, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей групп риска.

По статистике сейчас в России 700 тыс. детей-сирот, 3,5 млн. детей – беспризорные, 900 тыс. – социальные сироты, это в 2,5 раза больше в процентном соотношении, чем после войны.

Сокращается средний возраст начала курения, употребления наркотиков. Средний возраст начала сексуальных отношений составляет 11 лет 4 месяца.

Это статистические данные по России за 2004 год, в настоящее время цифры не уменьшились, а увеличились.

Такое положение дел не может никого оставить равнодушным. Исправить его под силу только всем вместе: и администрации, и педагогам, и родителям.

Печально, но отношение родителей к школе и учителей к семье не всегда положительное. Эти противоречия становятся причиной хронической депрессии обеих сторон и повышенной тревожности учащихся. Современное российское общество захватил серьёзный социальный и экономический кризис. К сожалению, сегодня налицо и кризис российской семьи. Он характеризуется:

Появлением молодежных бездетных семей (и это демографическая ситуация убыли населения);

Ростом количества неполных семей;

Насилием, алкоголизмом в семье, появлением нетрадиционных видов семей;

Ухудшением здоровья членов семей, причем не только пожилых, но и молодых;

Изменением традиционных ролей членов семьи, особенно женщины. Все больше российских детей оказываются в трудных жизненных ситуациях

Стрессовая ситуация начала обучения в школе является для ученика также серьезным фактором ухудшения здоровья и потере интереса к учебе. Эмоциональная незрелость, несформированные трудовые и социальные навыки детей часто становятся причиной того, что их успеваемость в школе бывает ниже той, которая соответствует их способностям.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

/1-ый выступающий, слайд № 3/

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую является следствием нарушений взаимосвязей с микросферой.Дружеское общение со сверстниками – одна из главных потребностей в подростковом и юношеском возрасте. Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе. / 2-ой выступающий, слайд № 6 /

Рассмотрим наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье. /Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.\ В Конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что “ребенку для полного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания”.

/3-ий выступающий, слайд № 4\

Большую часть времени дети проводят в школе. Какие недостатки работы школы могут оказать отрицательное воздействие на поведение учеников.

/Слайд № 5.\

“ Воспитание – есть организация деятельности, а педагог - организатор деятельности”, - писал один из классиков российской психологии Л.С. Выготский /Выступление зам. директора по ВР, слайды 13-18/

Кризис семьи практически привел к уничтожению российской традиции – не допускать нарушения межпоколенных связей. Для россиян всегда было характерно стремление иметь детей столько, “сколько Бог пошлет”, оно наблюдалось и в крестьянских семьях, и в дворянских, и в мещанских, и в купеческих.

Но, пожалуй, самое печальное то, что семья по разным причинам стала всё больше отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель, образно говоря, - педагогическая профессия. Кто, как ни учитель, классный руководитель, школа, в наше время научат родителей педагогически правильно выстраивать общение с собственными детьми? А для этого и сами педагоги должны знать наиболее важные условия успешности семейного воспитания.

/5-ый выступающий, слайд №24/

В системе профилактической деятельности школы необходимо выделить два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы /слайды 12, 19, 20,22/, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении уч-ся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении с ними работы на индивидуальном уровне /слайды 7-11/.

Практика показывает, что ресурсы школы по профилактике правонарушений и преступлений используются только отчасти. Профилактикой девиантного поведения мы занимаемся эпизодически. Нечего скрывать – работа эта трудная, ибо на конкретном этапе она может не дать положительных результатов.

/слайд 25/ Но дорогу осилит идущий, поэтому в заключении хочется прочитать притчу.

Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть широкую быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонёк на противоположном берегу: “Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать вёсла!” И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он всё грёб и грёб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел ещё одно небольшое судёнышко, плывшее по течению. И ещё… и ещё… Казалось – весь мир отдался во власть могучего потока реки. И юноше захотелось вынуть из воды вёсла, но огонёк продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уж будучи на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились всё сильнее и сильнее … ЭТО БЫЛ ВОДОПАД.

Список литературы

  1. Королева Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения (Практическое пособие) – АРКТИ, 2006.
  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб., Союз,2002
  3. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие Российское педагогическое агентство, 1998.
  4. Андрияхина Н.В., Миронова Г.И. Работа педагогов по профилактике правонарушений: три занятия для системы повышения квалификации. Классный руководитель №5, 2006.
  5. Т.А. Шишковец. Справочник социального педагога. – “ВАКО”, М., 2005
  6. Н.Е. Щуркова. Классный час: Поговорим о жизни… - АРКТИ, Москва, 2005

Тема семинара - практикума: Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних

Время проведения : 1 час 30 минут.

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семигорская средняя общеобразовательная школа»

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Задачи:

1.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению

ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

2.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

3.Совместно с коллегами решать проблему профилактики употребления

ПАВ несовершеннолетними.

Оформление: плакат с высказыванием Альберта Эйнштейна « Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому? Но, нельзя забывать, что знание и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин».

Оборудование: Три персональных компьютера, цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, мульти проектор.

Подготовка:

Демонстрационный материал:

Презентация «Система профилактической работы с несовершеннолетними»

Раздаточный материал: методические материалы и наглядные пособия в электронном и печатном виде. Три листа ватмана, три маркера, карточки («кирпичи») с полезными и вредными занятиями, конверты с заданием, карточки; карточки - задания; чистые листы А - 4.

Ход семинара - практикума :

I. Теоретическая часть

Ведущий: ни для кого не секрет, что курение, алкоголизм и наркомания - болезни достаточно «заразные», принявшие форму эпидемии. Так не пора ли подумать о выработке иммунитета?

Тема семинара - практикума «Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних» (Слайд 1, 2,3)

Вопрос: Как вызвать у школьников отрицательное отношение к употреблению ПАВ?

Притча: Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота узнаю, почему дети падают в реку и постараюсь это предотвратить.

Докладчик : школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики вредных привычек. Она может: (Слайд 4)

  • Прививать обучающимся навыки здорового образа жизни;
  • Влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
  • Осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;
  • Привлекать специалистов - медиков, психологов, педагогов и др.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ: (Слайд 5)

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя должны находить убедительные факты, показывающие обучающимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность - это дополнительное образование. Анализируя занятость школьников в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата обучающихся досуговой деятельностью. Так, в 2011 - 2012 учебном году охват обучающихся школы занятых в кружках и спортивных секциях составлял 93 %, в 2012 — 2013 - 95 %. Сейчас - 98%. Занятость обучающихся, состоящих на учете, составляет 100 %.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным, является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой, спортом и туризмом.

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с обучающимися участвуют:

Медицинский персонал

Сотрудники ОВД

Специалисты УСЗН и ЦЗН.

Реализуя работу в данном направлении, можно использовать разнообразные традиционные и не традиционные формы работы: (Слайд 6)

  • Физкультминутки на каждом уроке
  • Ежедневная утренняя гимнастика
  • Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами
  • День здоровья (1 раз в четверть)
  • День профилактики (2 раза в год)
  • Тематические классные часы
  • Круглые столы
  • Мастер - классы
  • Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
  • Ролевые игры
  • Деловые игры
  • Групповые тренинги
  • Психологический театр
  • Мозговой штурм
  • Дискуссии
  • Проектно-исследовательскую технологию
  • Акции
  • Агитбригады
  • Лабораторию подростковых вопросов
  • Интерактивные игры
  • Создание роликов, фильмов, презентаций
  • Профилактические фильмы
  • Виртуальные экскурсии

2. работа с педагогическим составом

Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся:

Педсоветы, педагогические чтения, педагогические практикумы, круглые столы, обучающие семинары, школьные ме6тодические объединения классных руководителей.

3. работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Для обучения родителей этому можно использовать такие формы роботы как:

  • Родительские чтения.
  • Родительские вечера.
  • Тематические, групповые и индивидуальные консультации.
  • Родительские тренинги.
  • Родительские ринги.

Таким образом: (Слайд 7) Профилактика употребления психоактивных веществ будет эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ и повышения качества здорового образа жизни, если:

Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека и последствиях применения.

Кофе - пауза

II. Практическая часть

Ведущий : сегодня на семинаре - практикуме разбираться в проблеме профилактике вредных привычек мы будем вместе. Для этого предлагаю всем участникам семинара разделиться на три группы, и сесть за столы отдельно стоящие друг от друга по понравившемуся высказыванию. (Приложение 1).

(Подобранные афоризмы отражают различные характеры и стили поведения людей). В конце семинара - практикума дам краткую характеристику выбора.

Задание 1.«Мозговой штурм»

Каждая группа получает творческое задание на карточке (Приложение 2), лист ватмана и маркер.

Правила:

  • Высказывать как можно больше идей;
  • Не повторяться, называть только новые идеи;
  • Не оценивать идеи.

В течение 15 минут группы работают над заданием. Затем каждая группа выдвигает своего представителя, который рассказывает к какому выводу пришла их группа, работая методом «мозгового штурма», освещает проблему, демонстрирует оформленный ватман, остальные участники дополняют.

  • Педагог должен сделать первый шаг на встречу к подростку и в общении быть на уровне с ним. Как сказал русский писатель: « Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину».

Задание 2.Упражнение “Стена здоровья”

А сейчас мы соберем с вами “Стену здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме). Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене здоровья” или же выбросить в корзину.

Педагоги под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют кирпичики на изображение стены. (Приложение 3).

Вывод: Первичную профилактику употребления ПАВ необходимо проводить - комплексно и дифференцировано.

Задание 3. Ролевая игра

Каждая группа выбирает конверт с заданием, в котором обозначена категория семьи (Приложение 4).

Задача каждой группы провести с «родителем» индивидуальную беседу по профилактике ПАВ, при этом из каждой группы выбирают два человека на роль педагога и родителя, они же разыгрывают ситуацию.Остальные члены группы помогают.

ПРОБЛЕМА: Сын замечен на дискотеке внетрезвом состоянии.

Обыгрывание ситуации каждой группой

  1. Как отреагировала на проблему благополучная семья? Каковы пути решения?
  2. Как отреагировала на проблему неблагополучная семья? Каковы пути решения?
  3. Как отреагировала на проблему неполная семья? Каковы пути решения?
  4. « ребенок - человек, который что-то несет миру;

ребенок - человек, не достигший самостоятельности

и ответственности, и поэтому мы за него отвечаем;

ребенок - это тайна, которую невозможно и ненужно отгадывать.

По всем этим причинам ребенок - повышенной ценности. Ребенок нам дан для того, чтобы мы его любили» С. Соловейчик.

Употребление психоактивных веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется не сознательно, но разве от этого легче? Если в итоге получается, что за наши ошибки в воспитаниирасплачиваются наши собственные дети.

Задание 4. Творческая мастерская

Каждой группе дается задание в течение 30 минут необходимо подготовить и защитить:

1 группа - Профилактический бюллетень. (Приложение 5)

3 группа - Буклет « Советы подросткам» (Приложение 7)

Для работы коллегам предлагаются компьютеры,цветной принтер, сканер, выход в ИНТЕРНЕТ, методический и наглядный материал в электронном и печатном виде.

Результат: После семинара - практикума готовая печатная продукция будет размножена и распространена среди обучающихся школы и родителей.

В конце семинара - практикума даю краткую характеристику выбора афоризмов и обращаю внимание педагогов по какому признаку собрались единомышленники за каждым столом. (Приложение 8).

Таким образом: следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики ПАВ важная роль должна отводиться специалистам, которые должны оперировать современной методологией. В образовательных учреждениях необходима опережающая, целенаправленная, систематическая работа в этом направлении.

Работа по формированию психологического иммунитета к ПАВ у детей будет более эффективной и результативной, если учитель пользуется достаточным авторитетом средиобучающихся. Если к нему тянутся сердца и души, то и желание подражать ему, его стилю поведения в определенных жизненных ситуациях будет ограниченным. Принципиальность взглядов такого учителя, открытость в общении,умение вести откровенные разговоры на темы, которые волнуют молодое поколение, делают влияние педагога максимальным.

Ведущий. Притча (заключение ).

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца - поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках - живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…”

Анализ семинара - практикума

Семинар - практикум проведен 26 апреля 2013 года для классных руководителей МОУ «Семигорская СОШ». На семинаре - практикуме присутствовало 11 классных руководителей. Данное мероприятие проводилось в школьной библиотеке. Помещение было заранее приготовлено к семинару: закреплен плакат, установлена аппаратура: персональные компьютеры, цветной принтер, сканер, подготовлена связь с Интернетом, разложены карточки, методические пособия, альбомы. Расставлены столы, сделана влажная уборка и проветрен класс. Предварительная работа включала в себя проведение социологического опроса среди обучающихся школы по употреблению психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить три основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Во время проведения семинара - практикума использовались такие методы и формы работы как: доклад сопровождающийся просмотром презентации, работа в группах, мозговой штурм, ролевая игра, творческая мастерская.

Семинар практикум состоял из двух частей - теоретической и практической.

На I этапе мероприятия были проведены все организационные моменты и поставлена цель.

II этап состоял из теоретической части семинара - практикума, где были систематизированы знания по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних и работе с родителями по данной проблеме. Этот этап семинара носил традиционную форму.

Инновацией данного мероприятия была творческая деятельность, которая заключалась в изготовлении профилактических бюллетеней, рекомендаций для родителей и буклетов с советами для подростков. Результатом данной творческой деятельности было распространение данной печатной продукции классными руководителями среди учащихся школы и населения поселка. Данный проект был востребован и актуален. Жители с уважением отнеслись к работам педагогов - благодарили их и с интересом изучали данный материал. Обучающиеся школы так же проявили интерес к предложенной информации. Старшеклассники высказывали свои предложения и пожелания, а также темы новых бюллетеней.

На III этапе педагоги защитили свои проекты, сделали выводы по мероприятию и провести рефлексию.

На семинаре - практикуме классные руководители с интересом и вниманием слушали предложенный материал, эмоционально разыграли ролевую игру, приводили собственные примеры, подыгрывали героям сюжета. Энергично провели мозговой штурм. Смогли выделить проблему и найти пути решения.

Так как проблема профилактики употребления ПАВ не только школы, но и семьи нужно решать ее совместно. Поэтому было решено в следующем учебном году, составить школьный проект родительского всеобуча, так как данная проблема может быть достигнута только благодаря целенаправленному взаимодействию семьи и школы.

Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой

2. Галичкина О.В., Система работы администрации школы по

профилактике наркомании

3. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения, Москва,

технологии, Москва, Педагогическое общество

России, 2000 г.

5. Ляпина Е.Ю., Профилактика социально опасного поведения

школьников - Волгоград: Учитель, 2007.

6. Суховольская Т.С. "Педагогические условия профилактики вредных

привычек у подростков"

7. Тростанецкая Г.Н., В помощь образовательному учреждении:

профилактика злоупотребления

8. Хижнякова О. Н., Современные образовательные технологии

в начальной школе. - С. 2006

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 56

г. ЧЕХОВА Московской области

практический семинар

Тема:

Подготовила:

педагог-психолог

Гавшина М. И.

2007 г.

Дата проведения семинара : 08. 02. 2007 г.

Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ»

(проблемы, связанные с наркотиками, профилактика начала употребления психоактивных веществ).

Цели:

  1. выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от ПАВ;
  2. повысить уровень информированности учащихся по проблемам, связанным с наркотиками;
  3. выработать и развить навыки, предотвращающие употребление ПАВ;
  4. заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других ПАВ;
  5. формирование личной ответственности за своё поведение;
  6. предупреждение случаев употребления наркотиков и других ПАВ.

Задачи:

  1. выяснить уровень информированности учащихся по проблеме наркомании;
  2. дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления ПАВ, возможных стратегиях поведения;
  3. проверить уровень усвоения информации;
  4. научить самостоятельно заботиться о себе и обеспечивать личную безопасность, осознавать личную ответственность за свою жизнь; научить учащихся говорить «НЕТ» наркотикам.

Оборудование: ватманы (3 шт), маркеры (красный и синий), ручки и листы белой бумаги на каждого участника, карточки синего, жёлтого и красного цвета на каждого учащегося, магнитофон, плакаты.

Предварительная работа: анкетирование учащихся (методика «Интервью-выход» для проверки знаний по проблеме наркомании; см. приложение №1); беседа с учащимися на тему: «Что вас интересует по проблеме наркомании?»; лекционное занятие на тему: «Особенности формирования подростковой наркозависимости. Почему наркомания считается психическим заболеванием? Что такое наркотическая ломка?»(см. приложение №2).

План:

№ п/п

Этап

Продолжительность

Введение.

5 мин.

Принятие правил работы группы.

5 мин.

Приветствие.

Игра «Меня зовут».

5 мин.

Упражнение «Ожидания участников».

5 мин.

Игра «Ассоциации».

5 мин.

Результаты анкетирования.

5 мин.

Информационный блок.

Игра «Спорные утверждения».

10 мин.

Игра-разминка «Путаница».

5 мин.

Приобретение практических навыков.

Ролевая игра «Отказ».

10 мин.

5 мин.

Завершение работы.

Упражнение «Ощущения», «Выполнение ожиданий».

5 мин.

5 мин.

Подведение итогов

5 мин.

Всего 75 мин.

Конспект

  1. Введение

В Российской Федерации на конец 2006 года насчитывается 6 млн. человек, употребляющих наркотики (для сравнения: в 2004 году – 1 млн. человек). Из них несовершеннолетних 80 %. Умерло около 70 тыс. человек. 80% из употребляющих наркотические вещества заражены СПИДом и вирусным гепатитом. Нет ни одного региона России в котором бы не были зарегистрированы случаи употребления наркотических веществ.

В Московской области каждый 30-й молодой человек зависим от наркотиков. 63,8% из них – люди в возрасте от 18 до 30 лет. 20% из них – школьники.

Участились случаи первичного употребления наркотиков подростками в возрасте от11 до 13 лет. Так же зарегистрированы случаи 6-7-ми летних наркоманов.

В городе Чехове и Чеховском районе примерно 90 с лишним человек стоит на учёте с диагнозом «наркомания». А сколько человек не зарегистрировано официально?

Ведущий представляет тему, цель и задачи семинара.

  1. Принятие правил работы.

Ведущий объявляет правила работы и объясняет их значение:

  1. говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
  2. желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
  3. критикуя-предлагай;
  4. не давать оценок другим участникам;
  5. вся личная информация, сообщённая на занятии является закрытой.
  1. Приветствие

Игра «Меня зовут»

Цель: создание позитивной, доброжелательной, комфортной и доверительной атмосферы.

Игра проводится следующим образом: каждый участник по кругу произносит имя своего правого соседа с эпитетом комплиментом, который начинается на первую букву его имени. Например: Таня – талантливая, Виктор – великолепный рассказчик, Игорь – исключительно умный и т. д.

  1. Упражнение «Ожидания участников»

Цель: выделить вопросы, интересующие учащихся.

Учащимся раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои ожидания от семинара. Затем на большом листе бумаги делаются надписи «ОЖИДАЕТСЯ» и «ВЫПОЛНЕНО». На этапе обсуждения ожиданий все записанные пожелания крепятся под надписью «ОЖИДАНИЯ». В дальнейшем каждый участник имеет возможность перемещать листочки со своими ожиданиями в графу «ВЫПОЛНЕНО».

  1. Оценка уровня информированности.

Игра «Ассоциации»

Цель: определить уровень знаний учащихся; создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Даётся задание: «Назовите и напишите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова «НАРКОТИКИ», «НАРКОМАНИЯ», «ЗАВИСИМОСТЬ». После этого участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует полученные ассоциации.

  1. результаты анкетирования

Количество учащихся – 26 человек

№ п/п

Утверждение-вопрос

Верно

Неверно

Не знаю

Лёгкие наркотики безвредны

Наркомания – это болезнь

Наркомания излечима

100%

Наркомания неизлечима

  1. Информационный блок .

Игра «Спорные утверждения»

Цель: игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему зависимости.

Для проведения игры каждому участнику необходимо по 3 листа бумаги с написанными на них утверждениями: «согласен»(красного цвета), «не согласен» (синего цвета), «не имею точного мнения» (жёлтого цвета).

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники поднимают вверх карточку одного из цветов. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав мнение каждого из участников ведущий в виде краткой позиции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

  1. Наркомания – это болезнь.
  2. Лёгкие наркотики безвредны.
  3. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
  4. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  5. Многие подростки начинают употребление наркотиков за компанию.
  6. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  7. Наркоман может умереть от СПИДа.
  8. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  9. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
  10. Чтобы решить проблему употребления героина, нужно разрешить лёгкие наркотики.
  11. Продажа наркотиков не преследуется законом.
  1. Игра-разминка «Путаница»

Цель: сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы.

На листочках пишется по одному слову из высказываний: «Наркомания – это болезнь», «Наркоман может умереть от СПИДа», «Распространение наркотиков уголовно наказуемо», «Наркоман может умереть от передозировки». Листочки раздаются учащимся в произвольном порядке. Задача учащихся – выстроить правильные высказывания.

  1. Приобретение практических навыков

ролевая Игра «Отказ»

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

  1. Однокурсник (сосед, знакомый, друг) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
  2. Однокурсник (сосед, знакомый, друг) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
  3. Однокурсник (сосед, знакомый, друг) просит достать для него наркотик.

Задание группам: в течение 5 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая группа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

  1. Деловая игра «Если бы я был руководителем…»

Цель: предотвращение употребления ПАВ в учебном учреждении, осознавание степени своего участия в решении проблемы.

Ведущий предлагает учащимся представить себя руководителем учебного учреждения. Как бы они вели работу по профилактике употребления ПАВ? Какие бы методы использовали?

  1. Завершение работы

Упражнение «Ощущения».

Ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие и выразить это словесной (образ) или поведенческой (поза, жест) метафорой.

Упражнение «Выполнение ожиданий»

Каждый участник в конце занятия имеет возможность перемещать листочки со своими ожиданиями из графы «ОЖИДАНИЯ» в графу «ВЫПОЛНЕНО».

Если в течение семинара были реализованы не все пожелания участников, то ведущий должен в конце семинара обсудить это с группой и решить, как нужно поступить с нереализованными ожиданиями: запланировать следующий семинар, предложить индивидуальную консультацию или рекомендовать нужную литературу.

  1. Подведение итогов

Ведущий подводит итог занятия. В конце занятия каждому учащемуся выдаются памятки (см. приложение №3), информационные листки о реабилитационных центрах (см. приложение №4).

Список используемой литературы:

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
  1. Колесов Д. В. «Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни». М.: «Дрофа», 2002 г. – 192 стр.
  1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
  1. Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками». СПб: Питер, 2005 г.-271 стр.
  1. «Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». Б. И. Хасан, Е. Ю. Федоренко и др. М.: «Вариант», 2003 г. – 335 стр.
  1. «Подростки групп риска». Т. Корнилова, Е. Григоренко, С. Смирнов. СПб: «Питер», 2005 г. – 336 стр.
  1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Далин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 500 с. ("Практикум по психологии").
  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  1. «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и медицинских психологов, социальных работников, врачей». Н. В. Вострокнутов, Н. К. Харитонова и др., М.: «Вариант». 2003 г. – 240 стр.
  1. «Технология оказания помощи подросткам с девиантным поведением». Т. Шульга, Х. Спанияярд. Москва-Амстердам. 2004 г. – 238 стр.
  1. «Управление рисками в сфере образования». Л. Н. Антонова. Москва, 2003 г. – 138 стр.

Приложение №1

Анкета для проверки знаний по проблеме наркомании.

Методика «Интервью-выход»

№ п/п

Утверждение-вопрос

Верно

Неверно

Не знаю

Лёгкие наркотики безвредны

Наркомания – это преступление

Наркотики повышают творческий потенциал

Наркомания – это болезнь

У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент

Наркомания излечима

Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию»

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них

Наркоман может умереть от СПИДа

Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотик или нет

Наркоман может умереть от передозировки

Продажа наркотиков не преследуется законом

Наркомания неизлечима

Приложение №2

Лекционное занятие.

Тема: «Особенности формирования подростковой наркозависимости. Почему наркомания считается психическим заболеванием? Что такое наркотическая ломка?»

Наркомания – это тяжёлое заболевание, вызываемое злоупотреблением наркотиками и приобретённое патологическое пристрастие к ним. Под этим понимается состояние психической и физической зависимости от одурманивающего вещества, действующего на центральную нервную систему. Это состояние требует постоянного или периодического приёма средства.

"Психическая зависимость" ведёт к состоянию, характеризуемому словами "не могу прекратить". "Физическая зависимость" может вести к привыканию, что означает необходимость постоянно увеличивать дозы, чтобы добиться того же действия наркотика.

Больными наркоманией чаще становятся лица, легко поддающиеся внушению, лишённые интересов, плохо контролирующие свои желания. Среди подростков, находящихся на принудительном лечении, более 3% начали употреблять наркотики в 10 лет, 16% в 12 лет, 50% в 14 лет. Причин и условий, способствующих приобщению подростка к наркотикам, довольно много. Наиболее часто встречающиеся: 40% - «было интересно попробовать», 20% - «приучили друзья», 18% - «от нечего делать».

Наркомания определяется особенностями детской возрастной психологии, физиологии. В возрасте 11-15 лет, когда идет активное формирование личности, психика подростка очень неустойчива и легко поддается негативному воздействию со стороны. Также подростки не могут найти определенный круг занятий, так как сфера досуга (кино, спорт, культурно-массовые мероприятия) очень ограничена.

Подростки «тусуются» обычно в каком–то определенном месте или слоняются по улице, отсюда увлечение ревущей музыкой («рок», «металл»), наркотиками и токсинами. Очень многие дети предоставлены сами себе, родители работают и очень мало времени уделяют воспитанию. Такие дети, как правило, и попадают под влияние «пагубной привычки», а родители поздно это замечают. Большинство подростков живут сегодняшним днем и хотят иметь все или почти все, включая «кайф».
Наркомания поражает, в первую очередь, подростков, склонных к истерической реакции, можно сказать, «слабых духом», которые не способны пережить неприятности, непонимание со стороны окружающих, а также тех, кто попадает под влияние дурной компании».

Наркомания развивается поэтапно:

I этап – первичный подростковый полинаркотизм, этап первых проб.

Этот этап еще не рассматривается как проявление болезни, прием психостимулирующих веществ может обуславливаться любопытством или применяться для «быстрой подготовки к экзаменам».

II этап – первичный поисковый полинаркотизм – употребление веществ перестает быть случайным, оно становится элементом образа жизни подростка. Фактически влечение к наркотику отсутствует, нет психологической зависимости, но есть «ситуативная» или групповая зависимость (наркотик употребляется в определенной ситуации и привычном окружении). Важным фактором, способствующим развитию полинаркотизма, является «патохарактерологический сдвиг». Нарушение поведения усугубляется и трансформируется. Окружающие обращают внимание на необычную раздражительность, вспыльчивость, лживость подростка, частое отсутствие дома, пропажа вещей даже тех, которыми ранее дорожил.

III этап – этап фонового наркотизма . Основные отличия данного этапа:

  1. подросток легко дифференцируют действие различных препаратов;
  2. собственно психологической зависимости нет,
  3. несколько снижается толерантность к психоактивным веществам;
  4. потребность в наркотиках – ситуативная, связанная с групповыми стандартами поведения.

Первичный полинаркотизм .

Сравнительно редко подросток прибегает к одному наркотическому веществу. Формированию мононаркотизма способствуют 2 фактора:

  1. Большая доступность какого-либо наркотического средства (напр., гашиш в сельской местности).
  2. Интеграция подростка в группу опиоманов или гашишистов.

На этом этапе формируется определенный ритм употребления наркотиков (не чаще 2 раз в неделю). Угасают защитные рефлексы, возрастает толерантность к психоактивному веществу (исключая гашиш).

Первая стадия наркомании – в подростковом периоде формируется достаточно часто. Основные признаки:

  1. окончательное угасание защитных рефлексов на передозировку;
  2. значительное повышение толерантности;
  3. изменение ведущей мотивации употребления наркотиков;
  4. снижение влияния микросоциальных факторов на употребление наркотических средств, группа становится лишь местом, где можно употребить наркотик;
  5. появляется собственно психологическая зависимость, мысли о приеме наркотика приобретает навязчивый характер;
  6. трансформация характерологических и патохарактерологических свойств от стенического типа к астеническому и апатичному;
  7. нарастание признаков социальной дезадаптации (снижение чувства ответственности долга, способности к сопереживанию).

Вторая стадия наркомании – в подростковом возрасте встречается редко. Основные признаки этой стадии:

  1. толерантность к наркотику продолжает возрастать;
  2. ощущения, вызываемые приемом наркотика, притупляются, теряют прежнюю яркость;
  3. продолжает снижаться роль микросоциальных факторов, «законы» в группе нарушены;
  4. асоциальность подростков доходит до критической черты, возможна утрата этических принципов, эмоциональная привязанность сочетается с необходимостью достать значительные материальные средства для приобретения наркотика (кража, др. преступления);
  5. наличие абстинентного синдрома;
  6. постабстинентное состояние – астания, апатия длится до двух недель, первый признак такого состояния – ухудшение поведения;
  7. отсутствие каких – либо интересов, темой разговоров все чаще становятся наркотики;
  8. снижение памяти, истощение психических процессов, полное равнодушие к окружающим;
  9. подростки убеждены, что можно употреблять наркотики и не быть наркоманом.

Третья стадия наркомании в подростковом возрасте не встречается.

Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

Почему наркомания считается психическим заболеванием?

Первые пробы наркотического вещества не всегда сопровождаются каким-либо ощутимым эффектом, нередко человек вообще никаких изменений в своем состоянии не замечает. Иногда наблюдается защитная реакция – головокружение, тошнота и другие неприятные ощущения.

Защищенность психики от действия наркотических веществ у разных людей неодинакова вследствие различной устойчивости биохимических процессов. Вместе с тем и в этот период происходят скрытые болезненные изменения. Наркотик постепенно расшатывает защиту. После нескольких проб наркотического вещества развивается эйфория.

Формируется психологическая зависимость индивида от наркотического вещества (точнее, от вызываемого им наркотического эффекта) постепенно, но быстро. Вот ее проявления:

  1. крепнущее одобрительное отношение к наркотическому веществу, его потреблению и потребляющим его людям;
  2. отношение к наркотику как к ценности, все более значительной, а затем и оттесняющей на второй план все прочее;
  3. сначала эпизодическое, а затем все более постоянное желание ощутить наркотическое состояние.

Постепенно вне наркотического эффекта у индивида уже не остается свободных от желания следующего приема наркотиков периодов, когда он способен полностью увлечься чем-то другим и на время забыть о наркотике и вызываемом им состоянии дурмана.

Если по каким-либо причинам употребления наркотического вещества не повторяется (сильное увлечение каким-либо новым делом, переезд в другую местность, прекращение контактов с людьми, предложившими попробовать наркотик, а именно с этого, как правило, все и начинается), эти явления постепенно сходят на нет. Но и через значительное время на фоне полного, казалось бы, душевного равновесия неожиданно может возникнуть желание еще раз принять наркотик. Если человек делает это, психическая зависимость закрепляется, усиливается и в скорее он уже не может обходиться без наркотика.

Что такое наркотическая ломка?

После регулярного употребления наркотического вещества неожиданно для себя при перерыве его приеме (обычно через несколько часов или суток) больной (теперь он уже больной!) испытывает мучительное состояние, которое заключается в раздражительности и неуравновешенности. Любой пустяк выводит его из себя. Наблюдается напряженность, чередующаяся с подавленностью, заторможенностью, тоскливо-мрачным, а порой и злобным настроением; тяжесть и боль в голове, в мышцах шее, спины, конечностей, крупных суставов, спазмы в брюшной полости. Наркоман уже не владеет с собой, мечется, будучи не в состоянии найти себе место и как-то ослабить эти явления. В случае невозможности вновь принять наркотическое вещество это состояние может длиться до недели и более. Но и после того как болезненные явления немного ослабнут, даже самое легкое заболевание способно их обострить.

Это состояние абстиненции, проявление физической зависимости от наркотического вещества. Известны случаи, когда у детей, рожденных женщинами, употреблявшими наркотики во время беременности, через несколько часов после рождения развивались явления тяжелой абстиненции.

Другим проявлением этой зависимости является неожиданно наступающее и совершенно неудержимое побуждение его немедленному, во что бы то ни стало, приему – нечто вроде чрезвычайно интенсивного острого голода.

Состояние абстиненции весьма мучительно. С помощью различных медицинских средств в условиях стационара его удается устранить. И если бы дело было лишь в этом, наркоманию было бы лечить намного проще. Трудность лечения заключается в прочности именно психологической зависимости от наркотика. В результате даже на фоне удовлетворительного состояния и после значительного перерыва в приеме наркотического вещества наркоман не может удержаться от соблазна вновь принять его. Хотя, разумеется, он не забыл о кошмаре абстиненции. К сожалению, эффективных способов устранения психологической зависимости (то есть искоренения самой болезненной потребности) пока не найден. Поэтому все рекламные заявления о лечении наркомании скрывают главное: невозможность устранения психологической зависимости наркомана от наркотика. Но сущность наркомании как раз и состоит в психологической зависимости, а все прочее – лишь ее продолжение (или осложнения).

На заключительной стадии наркомании – стадия развитой физической зависимости и прогрессирующего истощения организма - возникает слабость, неспособность к умственным и физическим усилиям, похудание постепенно достигает крайней степени. Отчетливо видны признаки тяжелого отравления организма – сухость и желтизна кожи, ломкость волос и ногтей, человек выглядит немного старше своих лет. Смерть быстрыми шагами достигает его. Появляются такие типичные для его заболевания изменения психики, как психологическое опустошенность, душевная черствость, неспособность к сочувствию и сопереживанию, эмоциональному контакту с другими людьми, эгоизм. Наркоман равнодушен даже к собственным детям и родителям, что бы с ними ни случилось.

Приложение №3

Памятка

Свою судьбу ты решаешь сам .

Но ты должен знать: наркотик уничтожает душу, разрушает тело. Наркомана ждут мучения, нищета, одиночество, страх. В лучшем случае - он навсегда останется инвалидом, в худшем - умрёт молодым. Большинство наркоманов погибают спустя полгода после начала регулярного приема зелья. Немногие доживают даже до 30 лет.

Готов ли ты расстаться с жизнью, не дожив до 30?

90% наркоманов больны СПИДом. СПИД неизлечим. Многие заражены вирусными гепатитами В и С. Если они не умрут, их ждет посаженная печень и никаких шансов на полноценную жизнь. Смерть наркомана наступает от передозировки: останавливается дыхание или он захлебывается своей рвотой. А, можно, при передозировке, подавиться своим языком и умереть.

У наркомана нет лица. Вместо него - жуткая бледная маска. Кожа становится сухой и тонкой, с отвратительными пятнами. У наркомана трясутся руки, его мучает изнурительный понос. Он стремительно превращается в глупую развалину. Даже самого пылкого влюбленного наркотик сделает импотентом.

Кайф от наркотика длится всего несколько минут, а тоска, вялость, дремота в бреду - несколько часов. Приобретение и хранение наркотиков могут отнять три года, сбыт и приготовление - 7 лет, а склонение к употреблению наркотиков - от 5 до 8. А, тюрьма - не дом отдыха.

Подумай об этом.

Кроме того, - это уже не модно. Модно быть сильным парнем, красивой девчонкой. Сила и красота с наркотиком не совместимы. Наркотик - ад на земле. Это не для тебя. Ведь ты не торопишься на тот свет?

Это твоя жизнь и твой выбор .

Жизнь - это шанс, не упусти его.

Стань успешным в жизни. Ты - единственный и неповторимый. Ты - это замечательно. Радуйся жизни, люби; помни - наркоторговцев интересуют только твои деньги. Твое здоровье и твоя судьба им безразлична.

Приложение №4

ЕСЛИ ТЕБЕ ИЛИ ТВОИМ ДРУЗЬЯМ НУЖНА ПОМОЩЬ




Загрузка...