Кошки. Породы, стерилизация

Разведывательно–водолазная команда. История одной подлодки: как страна забывает своих героев Найдёт ли награда героев

Нынешняя весна ознаменовалась важной для всех, кто чтит память павших воинов, находкой: российские поисковики обнаружили у берегов Эстонии советскую подлодку Щ-408, погибшую в неравном бою с вражескими кораблями 73 года назад. Это событие, интересное, казалось бы, лишь с исторической точки зрения, обернулось скандалом. Власти прибалтийской республики отказались пустить на свою территорию съемочную группу ВГТРК, отправившуюся в Эстонию снимать сюжет о знаменитом подводном «Варяге». «Лента.ру» разбиралась в перипетиях этой истории.

Пали в неравном бою

Подлодка Щ-408 погибла в первом же боевом походе. Но стала легендой. Немецкое военно-морское командование распорядилось наглухо перегородить Финский залив минными полями (этот участок моря даже прозвали «суп с клецками») и подводными сетями, дабы предотвратить прорыв советских подлодок на оперативный простор Балтийского моря. Руководство Балтфлота отправило несколько кораблей проверить: действительно ли эта преграда непреодолима? В их числе оказалась и 408-я «щука».

Она вышла в море в мае 1943-го. Трое суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения в районе острова Вайндло. Подлодку выследили финская авиация и катера-охотники. Принялись утюжить ее глубинными бомбами. Положение складывалось критическое: аккумуляторная батарея разрядилась, воздух заканчивался, из поврежденных топливных цистерн сочилась солярка, демаскируя лодку. Капитан-лейтенант Павел Кузьмин принял решение - всплывать.

Едва подлодка выскочила на поверхность, у двух ее 45-миллиметровых пушек заняли место расчеты и началась неравная дуэль. Судя по сохранившимся свидетельствам, подводники стреляли метко, поразив два катера. По радио на базу ушел призыв - поддержите авиацией. С флотских аэродромов поднялись три авиагруппы, однако не смогли отыскать Щ-408 и помочь ей. Пораженный множеством снарядов, весь в пробоинах корабль, не спуская флага, вновь ушел под воду - уже навечно. Противник, не уверенный в гибели «щуки», двое суток патрулировал это место. Ни один из сорока членов экипажа не выжил, и некому было рассказать о том, какие муки пришлось принять подводникам перед гибелью. 24 мая корабль вычеркнули из списков советского Балтийского флота.

Подвиг моряков не был забыт: в 1961 году одна из улиц Кировского района в Ленинграде получила имя Павла Кузьмина. Неподалеку находится школа, где энтузиасты когда-то оборудовали маленький музей, посвященный подвигу Щ-408. Более 30 лет назад стены этой школы покинули трое друзей-выпускников. Ныне это успешные бизнесмены Максим Пуслис, Владимир Шумилов и заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов. Благодаря им удалось воссоздать музей и обустроить экспозицию с четырьмя основными витринами и тремя интерактивными панелями.

Точное место трагедии было неизвестно. Координаты, указанные в финских и немецких источниках, не соответствовали действительности. По мнению специалистов, это может свидетельствовать о том, что подлодка не погибла сразу после последнего своего погружения, а смогла пройти еще несколько миль. И вот легендарный корабль обнаружили. Это произошло в ходе экспедиции проекта «Корабли Великой Победы», в которой, помимо россиян, участвовали еще и финские водолазы из поисковой команды SubZone.

Подробностями с «Лентой.ру» поделился участник экспедиции Михаил Иванов. «В первый раз наша команда предприняла попытку найти Щ-408 в июле 2015-го, - рассказывает он. - За исходную точку для поиска были взяты координаты из финских архивов. Около 12 часов ушло на сканирование дна гидролокатором. Однако ничего не нашли». Весной 2016 года поисковики продолжили операцию, расширив ее район. По их словам, одним из поворотных моментов для принятия этого решения стала встреча с Молодцовым, Пуслисом и Шумиловым. «Мы поняли, что судьба Щ-408 небезразлична многим, и обнаружение погибшей лодки поставит точку в спорах и домыслах вокруг ее гибели. На этот раз мы объединились с финской командой SubZone, с которой познакомились прошлой осенью. У них хорошее судно, мощный гидролокатор и огромный опыт поиска затонувших кораблей. Мы передали финским коллегам наши наработки, и финны продолжили искать с той точки, где мы остановились», - говорит Иванов.

Подводная могила

Щ-408 обнаружили после шести часов поиска: лодка лежала в двух милях от предполагаемого места гибели. «Первое погружение - всегда эмоциональный момент, особенно если у затонувшего корабля столь интересная история. Самый главный вопрос - это Щ-408 или нет? Ну и, конечно, интересно было увидеть детали боя, который вела лодка перед гибелью. Следы сражения четко читались при осмотре. Оба орудия повернуты в сторону атаковавшего врага, на палубе лежат ящики со снарядами… Самая интересная деталь - пистолет-пулемет ППШ, который, скорее всего, держал в руках командир Кузьмин. Рубка лодки изрешечена снарядами и осколками. По всему видно, что бой был жаркий», - рассказывает Иванов.

По его словам, можно сделать вывод о том, что значительная часть экипажа погибла в бою - в том числе, видимо, и командир. «Оставшиеся в живых подводники, судя по звукам, которые слышали находившиеся на поверхности гидроакустики финских кораблей, еще более двух суток боролись за жизнь. Видимо, ждали нашу авиацию, надеялись, что она разгонит вражеские суда, стоявшие сверху и методично забрасывавшие глубинными бомбами лежащую на дне Щ-408. Теоретически моряки имели возможность покинуть лодку через эвакуационные люки. Мы их осмотрели, как и рубочный люк. Они все задраены и не повреждены. Очевидно, экипаж принял осознанное решение: врагу не сдаваться и лодку не покидать, предпочтя смерть», - полагает собеседник.

А как восприняли находку эстонские власти, ведь «щука» лежит в их территориальных водах? «В Эстонии очень бережное отношение к подводному наследию. Все объекты на дне моря занесены в базы данных, и акватория вокруг контролируется береговой охраной, позволяющей погружаться к ним только после получения разрешения. Насколько мне известно, со стороны эстонских властей Щ-408 не будет присвоено каких-то особых статусов, кроме стандартного. Как-то активно они нам не мешали. Нашу работу мы заранее согласовали. Но вместе с тем не смогли получить от них разрешения на установку на лодке памятной таблички. Официально нам сказали, что это требует межведомственных согласований, и взяли длинную паузу, длящуюся до сих пор. Ну и в преддверии мемориальной акции в эфир пошли новости касательно российской телегруппы, которую не пустили в Эстонию. Обстановка накалилась, и мы вынуждены были, дабы не подставлять наших финских коллег, урезать запланированную церемонию - под воду не погружались, а ограничились спуском над местом гибели лодки венка и цветов», - раскрывает подробности Иванов.

Действительно, история находки Щ-408 завершилась скандалом. Съемочную группу ВГТРК, направлявшуюся в эстонский населенный пункт Вызу снимать участников экспедиции, «завернули» на КПП в Нарве и отправили в обратном направлении. «При проверке документов было установлено, что трое граждан РФ желают въехать в Эстонию на основании туристической визы, что не соответствовало настоящей цели их поездки. В связи с этим визы данных лиц были признаны недействительными, и они вернулись обратно в Российскую Федерацию», - заявила пресс-секретарь эстонского Департамента полиции и пограничной охраны Виктория Корпан.

Изображение: картина И. Родионова «Подвиг экипажа подводной лодки "Щ-408"»

Ситуацию прокомментировал «Ленте.ру» соучредитель Ассоциации правозащитников Прибалтики Сергей Середенко. «Никаких особенных причин, понятных простым людям, для недопущения этой группы журналистов в Эстонию нет. Тут просто общая практика - по возможности не пускать представителей российской прессы в Прибалтику. Несовпадение целей визита с указанными в визе используется как один из поводов в подобных случаях. Но если тебе дают шенгенскую мультивизу, то с ней ты можешь ездить по самым разным поводам! И если, допустим, цель визита меняется, тебе что новую визу оформлять? Что за ерунда! Европейские нормы предусматривают отказ во въезде с визой только при наличии подозрения о преступных намерениях. Но где преступный умысел в данном конкретном случае, в чем он состоит?» - возмущается Середенко. Впрочем, негодование правозащитников никак не сказывается на позиции эстонских властей.

Жизни, отнятые морем

Стоит напомнить, что Щ-408 - далеко не первая находка такого рода за последние годы. Так, относительно малозамеченным осталось обнаружение в прошлом октябре в том же Финском заливе Щ-324, погибшей в ноябре 1941-го со всей командой на минном поле «Апольда». В мае 2014-го близ побережья Калининградской области нашли С-4. Последний раз в эфир ее командир вышел 1 января 1945 года: доложил об уничтожении судна противника. Эта советская подлодка погибла вместе со всеми 48 членами экипажа от глубинных бомб, сброшенных немецким миноносцем. В декабре 2012-го шведские военные обнаружили на дне Балтийского моря С-6, затонувшую в 1941 году со всеми своими 40 членами экипажа после подрыва на немецком минном заграждении «Вартбург».

В июле 2009-го у берегов Швеции отыскали С-2, затонувшую 3 января 1940 года во время войны с Финляндией. Все эти годы экипаж из 50 человек числился пропавшим без вести. Судя по всему, подлодка погибла, подорвавшись на мине. В 1998 году группа шведских аквалангистов-любителей наткнулась вблизи пролива Южный Кваркен в Балтийском море на С-7, потопленную финской субмариной «Весихииси». С этой подлодки несколько моряков смогли спастись и попали в плен к финнам. В 1944-м они вернулись на родину. Среди них был и командир корабля, Герой Советского Союза Сергей Прокофьевич Лисин. Капитану Лисину судьба подарила долгую жизнь: он скончался в Петербурге в 1992 году.

История Щ-408 – одна из самых трагических страниц подводного Балтийского флота.

В 1943 году немцы завершили формирование противолодочных рубежей в Финском заливе. Множество минных полей, противолодочная сеть с диаметром ячеи в 1 метр, полностью поперек перегораживающая Финский залив, сделали выход в открытую Балтику для советских подводных лодок практически невозможным. Тем не менее, боевые действия в открытой Балтике, нарушение снабжения Германии железной рудой были стратегически важны для победы, и командование Балтфлота приняло решение о попытке прорыва заградительных рубежей силами пяти лодок.

Первой ушла Щ-303, но встретив мощное сопротивление противника и столкнувшись с невозможностью выхода в открытое море, ее командир принял решение возвращаться. Из-за активных действий противолодочных сил немцев связаться с командованием он не мог, поэтому в штабе Балтфлота сочли лодку погибшей.

Второй лодкой, отправленной на форсирование Финского залива была Щ-408 под руководством Павла Кузьмина. Кузьмин успешно форсировал первую очередь противолодочных заграждений, но утечки масла или топлива из Щ-408 привели к тому, что лодку обнаружил финский самолет разведчик, кроме того в районе острова Вайндло Щ-408 практически пересеклась с возвращавшейся на базу Щ-303, которая вела у себя на хвосте силы противолодочной обороны противника.

Щ-408 начали преследовать три немецкие быстроходные баржи (БДБ), ранее преследовавшие Щ-303.

На лодке заканчивался заряд батарей, запасы воздуха. 22 мая 1943 года в 2:50 ночи Щ-408 всплыла в прямой видимости немецких БДБ и вступила с ними в артиллерийский бой. По описаниям немцев, они отмечали попадания в носовую часть лодки, а также в район кормового орудия. После попадания и взрыва прислуга орудия упала, поднявшиеся на место павших матросы продолжали сражение, добившись нескольких попаданий в БДБ. Всплытие командир Кузьмин использовал для передачи радиограммы на базу: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место – Вайндло». После короткого, но жестокого десятиминутного боя подлодка вновь погрузилась, по сообщениям немцев – кормовой частью вниз.

Советская авиация так и не смогла прорваться к гибнущей лодке.

Немецкие БДБ вскоре сменили два финских противолодочных корабля: Риенлахти и Руотсинсалми, которые отработали по месту погружения лодки большим количеством глубинных бомб, после чего, в 04:50 отметили появление большого пузыря воздуха и обломков. Продолжавшееся еще несколько дней акустическое наблюдение за районом подтвердило гибель Щ-408 со всем экипажем.

На борту финских кораблей оказался фотокорреспондент, который фотографировал все происходящее. Фотографии, которые мы приводим – реальные, и относятся к событиям гибели Щ-408.

Состояние на дне: лодка лежит на глубине 72 метра практически на ровном киле с дифферентом на нос, корма заметно выше носовой части. Грунт – глина, лодка заилена практически по ватерлинию. Оба орудия лодки – в боевом положении: пробки вынуты, установлены оптические прицелы, орудия развернуты на левый борт, где и находились немецкие БДБ. Рядом лежат открытые снарядные ящики. Командирский перископ поднят, развернут влево (вероятно Кузьмин осматривал горизонт перед всплытием). Рубочный и аварийные люки закрыты, внутри ограждения рубки лежит пулемет ППШ. Видимых повреждений лодки немного – видны попадания 45-мм снарядов в рубку, помят и поврежден «плавник» рубки, отверстие от 75мм или 100мм снаряда приблизительно в том же месте, где лежит автомат ППШ и где должен был находиться командир Кузьмин во время боя. Видны также повреждения от глубинных бомб – согнутые леера, оторванная дверь ограждения рубки.

Судя по обнаруженному на дне, можно сделать несколько выводов:

  • Вероятно, командир лодки Павел Сергеевич Кузьмин погиб в ночном бою: отверстие от 75мм снаряда у предположительного места нахождения Кузьмина и оставленный ППШ (который скорее всего принадлежал ему) говорят именно об этом.
  • Повреждения, которые лодка получила в ночном бою не привели к ее гибели, впрочем как и повреждения глубинных бомб. Судя по положению лодки, экипаж пытался всплыть: продуты кормовые цистерны (корма приподнята, хотя лодка погружалась именно кормой вниз), но носовые цистерны, вероятно, были повреждены в бою, и плавучести и запасов сжатого воздуха нехватило, чтобы поднять лодку на поверхность.
  • пузыри, которые наблюдали финны – скорее всего результат попытки продува носовых цистерн и всплытия — экипаж лодки принял осознанное решение не покидать гибнущую субмарину (люки закрыты).

В дальнейшем, уже после экспедиции, при общении с коллегами из музея Щ-408 выяснилась еще одна чувствительная деталь. За год до своего первого (и последнего) похода Павел Кузьмин ездил в отпуск домой. Через 9 месяцев после отпуска у него родился сын, и перед походом он писал жене письмо с просьбой прислать ему фотографию сына. Ответное письмо с фотографией пришло на базу лодки 22 мая 1943 года, как раз в тот день, когда Павел Кузьмин принял свой первый и последний бой. Недоставленное письмо сослуживцы переслали обратно семье, и сейчас оно находится в музее лодки Щ-408, в Санкт-Петербурге.

Трагическая гибель Щ-408 произвела тяжелое впечатление на подводников Балтфлота. На словах командование обещало им всяческую поддержку и помощь при форсировании Финского залива, а на деле – не получилось спасти гибнущую практически в прямой видимости от советских баз Щ-408.

Три другие попытки прорыва противолодочных заграждений другими лодками в 1943 году закончились безуспешно: пропали без вести С-9 (найдена нами в 2013), С-12 и .

По результатам этих событий командование Балтийского флота прекратило попытки прорыва противолодочных заграждений до 1944 года.

В апреле-мае в результате совместной экспедиции РВК и финской команды SubZone при поддержке компании «Транснефть», клуба «Гардемарины» и музея Щ-408 лодка была найдена и идентифицирована, а также прояснены многие детали событий, происходивших в 1943 году. Подробнее — в нашем видеоотчете, а также в статьях на сайтах наших друзей.


14.05.2016

Первого мая этого года российские подводники-поисковики международной экспедиции «Поклон Кораблям Великой Победы-2016» идентифицировали в Финском заливе советскую подводную лодку Щ-408 (в отечественной военной историографии она именуется как «Подводный варяг»), которая затонула в 1943 году. Место нахождения лодки до этого времени было известно лишь по финским и немецким документам, но благодаря совместной работе российских и финских поисковиков, её всё-таки нашли спустя 73 года после гибели. Сейчас «Щука» лежит на дне Балтийского моря в эстонских территориальных водах и стала братской могилой для 40 моряков. Но прикасаться к ней или что-то поднять со «Щуки» запрещено местным законом. Во время этой экспедиции российских поисковиков, которые были вынуждены выйти в море под финским флагом, с воздуха контролировал самолёт, а на берегу - полиция.

Эта экспедиция станет новой исторической вехой в военно-морском поисковом движении. Как и крейсер «Варяг» в 1904 году, экипаж Щ-408 принял решение принять явно неравный бой и биться до последнего вздоха. Экипаж «Щуки-408» вышел 22 мая 1943 задыхающимся из-под воды, чтобы своими двумя 45-мм орудиями и двумя пулеметами дать бой подавляюще превосходящему числу фашистских кораблей. А затем были задраены все люки подводной лодки, которая ушла на дно, но не сдалась в плен. 40 моряков тогда сознательно пошли на смерть. Среди них был командир лодки - Павел Кузьмин, именем которого в Санкт-Петербурге названа улица. В питерской школе №504 был создан военно-исторического музей, посвящённый подвигу «Балтийского Варяга».
«Наша команда из 12 человек проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» совместно с финской поисковой командой Subzone провели серию погружений для идентификации, изучения и видеосъемки геройской подводной лодки, - рассказал «Совершенно секретно» дайвер из Москвы, руководитель проекта Константин Богданов. - До этого времени был известен лишь примерный район её гибели, но сейчас мы смогли точно выйти на корпус и провести подводные работы по абсолютной идентификации боевого советского подводного корабля. Это была именно Щ-408 - та самая лодка, которая приняла неравный бой возле эстонского острова Вайндло и с гордо поднятым боевым флагом ушла на дно, за что именуется «подводным Балтийским Варягом».

Погибшую подлодку искала совместная экспедиция русских и финнов

НЕМЦЫ ПОДБИЛИ, А ФИННЫ ДОБИЛИ

К этой экспедиции мы готовились больше года, - продолжает Богданов. - Сначала мы пытались это сделать прошлым летом. Однако в то время, которое мы выделили на поисковые работы, начался шторм, из-за чего нам просто не удалось выйти в море. А в марте этого года мы познакомились с заместителем министра энергетики РФ Кириллом Молодцовым (он является инициатором создания военно-исторического музея, посвящённого подвигу «Балтийского Варяга»). Кирилл просто горел идеей довести поиски до конца. И мы совместно приняли решение найти эту лодку - у нас были координаты из финских архивов, тех точек, где бомбили «Щуку». Её тогда обнаружили немцы, а добивали, как потом выяснилось, финны. Там стояло два финских «охотника».

В эти майские праздники мы начали поиск. Причём, совместно с финской командой Subzone. Они наметили квадрат для поиска. За несколько дней до нашего приезда наши коллеги финны-поисковики вышли в море и начали обследовать район при помощи локатора бокового обзора. Часов через шесть, как это обычно бывает на последнем «вздохе», когда уже хотели в порт уходить, лодку обнаружили. Примечательно, что на следующий день мы уже планировали уходить в другой район - в северную часть этого квадрата. Судя по финским документам, очень много здесь непонятного - как именно в этом месте лодка оказалась? То ли финны тогда ошиблись с расчётами, то ли лодка смогла «отползти» туда. Но каким-то образом она оказалась не в тех координатах, в которых должна была быть, а в двух милях южнее.

После этого мы провели серию надводных поисков и погружений для того, чтобы отснять и идентифицировать Щ-408, потому что по внешнему виду она очень сходна с другой лодкой - Щ-406. То есть, их отличить невозможно, нет конструктивных отличий. Но это оказалась именно та подводная лодка, которую мы искали: у неё на корпусе есть следы попаданий боевых орудий, которые описаны в немецких и финских документах (там четко описано, что «попали в заднюю часть рубки» и т.д.). Мы смотрим - да, всё это есть. Подлодка сейчас стоит ровно на грунте, без мощных видимых разрушений. Все люки задраены. Не видно, чтобы лодка подорвалась на мине, как это было в подавляющем большинстве случаев во время тех боевых действий на Балтике. Появилась, конечно же, версия, что, может быть, ниже ватерлинии есть сильные разрушения, но выяснить это пока невозможно. Орудия на лодке - две 45-мм пушки повернуты в сторону левого борта и находятся в боевом положении. А на палубе лежат ящики со снарядами и, вероятно, личное оружие командира лодки Павла Семёновича Кузьмина - автомат ППШ. По уставу, во время ночного боя, командир должен был находиться на мостике. Он здесь и был и, судя по всему, погиб во время боя. Как установили военные историки, после 10 минут боя и переданной радиограммы о помощи, лодка совершила срочное погружение, и затем 2 суток экипаж боролся за жизнь.

Лодку обнаружили, когда уже все надежды были потеряны

СО ДНА РАЗРЕШИЛИ ВЗЯТЬ ТОЛЬКО ВОДУ

Затонувшая лодка сейчас находится в территориальных водах Республики Эстония. К месту, где она лежит, мы вышли в море с финнами на их корабле под их флагом, - рассказывает Константин Богданов. - Иначе бы нас просто не пустили. Спасибо им большое за помощь! Вся операция по погружению к лодке (это 72 метра) заняла около 4 часов. На дне мы находились около получаса, температура воды в это время не превышала 4 градусов тепла. Только сам подъём занял полтора часа.

По словам Богданова, ни корпус, ни какие-либо механизмы подлодки трогать было нельзя. «По законам Эстонии поисковики не имеют права не только что-либо зачищать на найденном под водой объекте, но и даже прикасаться к нему! - Продолжает командир экспедиции. - Можно было производить только фото- и видеосъёмки, зарисовки и визуальный анализ. Внук и сын героя-капитана корабля Павла Кузьмина очень просили нас поднять частичку грунта, но нам не разрешили даже этого. Только воду с места гибели лодки взяли… Также из-за этого мы не смогли установить памятную табличку с именами всех погибших моряков, как это полагается на могилах, ведь теперь, после находки «Щуки», она официально становится братской могилой для 40 героев-краснофлотцев. Но мы все надеемся, что в будущем, когда будет получено разрешение от властей Эстонии, всЁ это произойдет. А пока нам не удалось почистить даже стекла машинного телеграфа…

Когда спускались туда, было темно и холодно, и немного жутковато - чувство, что за тобой кто-то наблюдает, смотрит. Ведь это братская могила для 40 моряков. Это была не первая лодка, которую мы нашли. В рамках нашего проекта, с 2005 года таких подводных лодок уже 9 (первая была найдена в Болгарии). Но каждый раз, конечно, важно и приятно, увидев такое, сказать этим людям, которые там покоятся (как в фильме «Мы из будущего»), что война закончилась 9 мая 1945 года, что они погибли не зря и сегодняшние их потомки знают и помнят об их подвиге. Наверное, это то чувство, с которым каждый раз спускаешься к такой могиле».

Кроме того, Богданов подчеркнул, что с точки зрения подъёма каких-то вещей, да и самой лодки - наверное, это бессмысленно, потому что балтийская вода достаточно агрессивно относится к металлическим изделиям, в ней лучше сохраняется дерево. «Да и с моральной точки зрения лучше лодку не трогать. В Эстонии все подводные памятники находятся под охраной, и не думаю, что там могут совершить на этом месте какое-то кощунство. Даже нам, как исследователям, было предупреждение ничего не трогать - только снимать. И в первый день вокруг нас даже курсировал эстонский пограничный катер - смотрели за тем, чтобы все нормы законодательства выполнялись», - говорит Константин Богданов.

В ближайшее время российские дайверы собираются сделать соответствующий запрос на установление памятной таблички с именами погибших на подлодке. Если эстонцы разрешат, то, её установят. До этого времени эта табличка будет храниться в музеев Питере.

Ни одному из погибших на Щ-408 моряков ещё не присвоены награды. Обращение о вручении им наград уже было от музея в Министерство Обороны РФ, но до последнего момента там отвечали, что лодка не найдена, обстоятельства гибели неизвестны… «Теперь, когда «Щука» идентифицирована, к этому вопросу просто необходимо вернуться еще раз. Эти люди осознанно шли на смерть, но не сдались, - говорит Богданов. - Кроме того, над местом гибели Щ-408 3 мая православные священники провели панихиду по всем погибшим там морякам. В церемонии участвовали 52-летний внук и 78-летний сын погибшего командира корабля Павла Кузьмина. Мне кажется, что они были очень впечатлены, а вот что внутри пережили, не знаю. Я смотрел на них и понимал, что они наконец-то получили возможность впервые за 73 года положить цветы на могилу отца и деда».

Спустя 73 года души моряков были отпеты прямо над их братской могилой

СУРОВЫЕ ЭСТОНСКИЕ ПАРНИ

«Мой дед был командиром этой лодки с момента её «рождения», - рассказал внук погибшего командира «Щуки» Павел Кузьмин. - Когда был там, на месте гибели деда вместе со своим отцом, а ему уже 78 лет, мы даже не верили, что наконец-то нашли… Ведь столько времени прошло. И мы даже не ожидали, что такое может случиться. Потому что в СССР все это почему-то никому было не нужно. А здесь ребята действительно энтузиасты своего дела. Огромное им спасибо! Теперь мы, наконец, побывали конкретно над могилой моего деда и других погибших моряков. То есть, спустя столько лет мы смогли опустить венок, возложить цветы. Батюшки из Московской Патриархии освятили это место гибели, теперь она отпетая как православная. Отец всё это пережил спокойно, конечно, со слезами на глазах, хотя столько ведь времени уже прошло. Но вот, наконец, свершилось. В конце концов, по большому счету, сын нашёл отца, а я деда. А ведь у него ни одной советской награды-то и нет! В музее, который есть в Питере, попытались как-то поднять этот вопрос, кто живет на улице Подводника Кузьмина - и все говорят - да он же герой Советского союза! И не знают, что нет у него такого звания. Потому что это была провальная операция 1943 года. И тогда, в те времена, никто не афишировал, сколько людей было погублено. Всё скрывалось. Эти люди знали, что идут на смерть. Но не сдались. А пройти было нереально. Там не прошла ни одна лодка, пока Эстония не вышла из войны и не сняла «сеть». Если бы финны и эстонцы оставались до конца с немцами, мы бы так и не вышли в Балтику. Пять лодок было уничтожено».

На вопрос - сможет ли он приехать еще на место гибели подводной лодки, Павел Кузьмин ответил неоднозначно: «В следующий раз приехать на это место в частном порядке будет просто невозможно. Это место находится в 20 км от берега, нужно нанимать судно. А каждый выход - это много проблем с эстонской стороной. Когда мы венки привезли, положили их в воду и уже возвращались - прилетел самолет, облетал над нами, а на берегу нас уже ждала полиция. Не очень лояльно к нам относятся, увы, наши эстонские друзья. Они даже запретили финнам и кораблю спуск последний сделать, когда выяснилось, что с ними русские. Намекнули им корректно - нежелательно быть с русскими… А вот финны - молодцы, сделали всё что смогли. Помогали до тех пор, пока эстонцы не узнали, что с ними наши дайверы. В одну сторону завернули, к катеру подошли пограничники, посмотрели, что на борту. Если бы мы были одни без финнов - нас бы вообще не пустили в этот квадрат. Когда на следующий день мы собирались мемориальную доску установить на лодке, литургию священники отпеть, мы уже были без финнов - они извинились и сказали, что не могут - свои законы. Да, на конфликт они не пошли, так и сказали - «нам ещё здесь жить и работать» и ретировались. Но сделали 3Dмодель лодки и нам передадут её.

А когда мы уже возвращались в Россию, нас буквально «промариновали» на границе около 9 часов, несмотря, что моему отцу 78 лет. Лучше было вообще не говорить по какому поводу и зачем мы сюда приезжали».

Вот такой знак для установки на месте гибели экипажа подготовили поисковики

НАЙДЁТ ЛИ НАГРАДА ГЕРОЕВ?

Участники проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» поддерживают инициативу о посмертном награждении всех членов экипажа легендарной подводной лодки Щ-408, чего до сегодняшнего времени не произошло.

По слова питерского историка Максима Пуслиса, командира корабля Павла Кузьмина представили к ордену Британской империи 5 степени в 1943 году. Это единственная награда, которую он получил. «Наше командование Балтийским флотом тогда так сочло нужным, - говорит Максим Пуслис. - У нас очень много подводников награждены. Было время, когда они нас награждали, а мы их. То, что сейчас нужно представить всех погибших моряков на этой лодке к награде - вопрос не такой простой, там ведь 5 лодок участвовали в боях. Если говорить о награждении хоть каком-то (я уже не говорю о «Герое Советского союза»), то, скорее всего, нужно ставить вопрос обо всех этих пяти лодках, ведь все они были в одинаковых условиях и четыре лодки погибли. Что касается конкретно Щ-408, то у нее есть высшая награда - улица в Питере имени Подводника Кузьмина, музей существует. Всё остальное юридически практически невозможно. Существует закон о госнаградах, который четко регламентирует - как награждаются в случае, если речь идет о посмертном награждении: только, если откроются совершенно новые неизвестные данные о совершенном подвиге. А в данном случае все известно - всё лежит в архивах. Но если с боевой точки зрения говорить - здесь моряки не выполнили боевую задачу, операция была провальной. А вот с морально-этической стороны они все достойны наград, чтобы об их подвиге знали. Мы с этим столкнулись в прошлом году, когда школа и наш музей обращались в Госдуму и Минобороны… Этих подводников нужно поминать всех, а не одну лодку. Думаю, что нужно для всех моряков учредить какой-то знак, и пока живы их родственники, это отметить. И если говорить - нужно говорить обо всех в равной степени. Никого не выделять. Все они выполняли одну и ту же задачу - по прорыву коммуникаций и выходу в Балтийское море. Ни одна лодка, к сожалению, не смогла это выполнить».

В ближайшее время у поисковиков стоят новые задачи - найти ещё две подводных лодки, которые находятся в российских водах финского залива.

«Мы хотим продолжить сотрудничество с финскими и эстонскими коллегами, - говорит Богданов. - И неважно сейчас, какая у кого политика - на уровне поисковых команд у нас существует абсолютное понимание. Все это гораздо важнее всякой политики. По братским могилам нельзя и невозможно провести границы. Память об этой войне жива. Неважно, что сейчас мы три разных государства. Мы собираемся, ставим себе цель, ищем корабли и увековечиваем память о погибших экипажах».


Авторы:

Последней миссией экипажа стала попытка отыскать выход в Балтийское море через минные поля. По словам историков, это было невыполнимой задачей. Долгие годы подвиг экипажа "Щ-408", который предпочёл погибнуть, но не сдаться врагам, был практически забыт. И вот совсем недавно, в конце апреля, субмарину обнаружили поисковики на дне Балтийского моря. Наш корреспондент Юлия Сеферинкина передаёт из Эстонии.

Моё место — Вайндло — это было последнее сообщение, полученное с подводной лодки «Щ-408». Вайндло — остров в территориальных водах Эстонии. Недалеко от него подводная лодка приняла неравный бой и навсегда ушла под воду, не спустив флага. Спустя 73 года удалось точно определить место её гибели. Она лежит в 20-ти километрах от Эстонского берега, на глубине 75 метров.

На небольшом эстонском судне последние приготовления. Чтобы отдать дань памяти подводникам, к месту гибели «Щ-408» идут поисковики, священники и родственники Павла Кузьмина, капитана героически погибшей подводной лодки. Её нашли на дне Балтийского моря всего несколько дней назад. Эти кадры — уникальная возможность не только прикоснуться к истории подвига экипажа, но и лучше понять, какими были последние часы жизни советской подлодки.

Валерий Кузьмин, сын Павла Кузьмина: «Не думал, что на своём веку увижу эти кадры. Чувства разные. И тяжёлые с одной стороны, потому что мы видим место гибели, там в этой лодке находятся люди, погибшие довольно тяжёлой смертью, но за правое дело, молодые ребята, 20 с лишним лет».

В свой первый и ставший последним боевой поход Ща-408, или как её ещё называют «Щука» отправилась 7 мая 1943 года. Её задачей было форсирование гогландского противолодочного рубежа. 22 мая, она прошла минное поле и достигла острова Вайндло. В этот момент лодку обнаружили противники. Пытаясь оторваться от преследования, она ушла на глубину. Когда запасы воздуха и электрического хода были исчерпаны, Павел Кузьмин отдал приказ всплывать. Это решение оказалось настолько мужественным, что и не верится — капитану в тот момент было всего 29 лет.

Кирилл Молодцов, заместитель министра энергетики: «Примерно в течение получаса принимала прямой артиллерийский бой с тремя немецкими десантными баржами, которые были вооружены 75 мм пушками, что было существенно выше, чем вооружение самой подводной лодки».

Экипаж лодки просил помощи, но отправленная авиация не смогла прорваться через противника. Шансов выжить не было. Но сдаваться врагу моряки не собирались. Так и не выкинув белого флага, «Щ-408» ушла на дно. Ещё двое суток команда боролась с пробоинами. Потом всё стихло.

Павел Кузьмин, внук Павла Кузьмина: «Гордость за подводников, за людей, которые в своё время совершили свой подвиг, отдав свои жизни ради победы, ради своего государства. И ещё переполняют чувства, что в наше время такое, когда уже мало кто помнит о подвиге, стараются переписать историю, всё таки есть люди, энтузиасты, которые не жалея своего времени и средств занимаются поисками.».

«Щ-408» найти удалось не с первого раза. В прошлом году дайверы потерпели неудачу, как выяснилось потому, что щука лежит совсем не в том месте, где предполагали.

Константин Богданов, руководитель поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы»: «Её реальное местоположение отличается на две мили, то есть лодка скорее всего смогла всё-таки уйти из под обстрела и там погибла. Мы увидели, что носовое и кормовое орудия развёрнуты в сторону левого борта, они находятся явно не в походном положении, прицелы на месте, рядом лежат ящики со снарядами, рядом личное оружие команды, автомат ППШ».

Михаил Иванов, дайвер-исследователь: «Лодка в необычном состоянии, потому что почти все лодки погибшие в финском заливе они подорвались на минах, они находятся в походном положении, всё закрыто и видна большая пробоина, здесь же лодка она живая, видно, что она вела бой, это всё такой застывший момент истории».

Место, где погибла лодка, считается братской могилой. Здесь покоятся 40 человек. Теперь уже по всем православным традициям — российские священники отслужили здесь панихиду. А сын и внук Павла Кузьмина увезут отсюда флягу с водой Балтийского моря, которое стало последним пристанищем экипажа.

Подвиг подводников уже увековечен в истории. В Петербурге есть мемориальный зал «Щ-408», где собраны фотографии и письма членов экипажа. По соседству с музеем — улица Подводника Кузьмина, названная в честь капитана лодки. Благодаря подводным съёмкам в будущем появится три дэ модель «Щ-408» со всеми деталями и повреждениями и тогда уже можно будет точно восстановить ход трагических событий в мае 1943 года.

Многие жители Ленинграда-Санкт-Петербурга знают или бывали на улице Подводника Кузьмина. Она названа именем командира подводной лодки Щ-408.

3 мая 2016 года в Финском заливе, в 30 километрах от эстонского города Верг, российские поисковики спустили на воду венки на месте гибели советской подлодки «Щ-408» в 1943 году.
Около недели назад после долгих поисков ее нашла экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», она покоится в территориальных водах Эстонии. Руководитель проекта Константин Богданов рассказал журналистам, что российские дайверы хотят установить мемориальную табличку на корпусе подлодки, однако пока не удается получить разрешение на это от эстонских властей.
По законам Эстонии, объяснил Богданов, нельзя не только поднимать погибшие объекты, но даже прикасаться к ним. Запрещается даже поднять грунт со дна, поэтому было решено совершить погружение, набрать возле подлодки морской воды, наполнить ею фляги и передать родным погибших подводников.

Последней миссией «Щ-408», или, как ее ласково прозвали, «Щуки», было найти выход в Балтийское море через минные поля. В поход она отправилась 18 мая 1943 года. Враг вскоре выследил ее и около двух дней вел за ней погоню. Сначала ее расстрелял самолет противника, затем по ней велась атака глубинными бомбами, в результате «Щука» получила серьезные повреждения.
Капитан-лейтинант Павел Кузьмин, командовавший подлодкой, принял решение всплыть – чтобы дать бой. Когда корпус субмарины появился над водной гладью, артиллерийские орудия на ней были повернуты в сторону противника.
Бой был неравным, изрешеченная «Щука» ушла на дно, но так и не спустила флаг. Еще двое суток акустики отмечали на ней удары: это экипаж пытался отремонтировать субмарину и всплыть. Однако это не удалось, все подводники погибли.

Поиски «Щуки» вели российские и финские поисковики. Россияне передали финнам архивные документы и определили район поиска, те вышли в море, установили координаты подлодки, а затем была проведена серия совместных исследовательских погружений.
По словам Константина Богданова, подлодка находится в двух милях от тех координат, которые были указаны в архивных документах. На палубе дайверам удалось разглядеть следы боя, орудия повернуты в сторону противника, все люки задраены, экипаж, по мнению поисковиков, внутри. Лодка изъедена ржавчиной и изрешечена снарядами противника, однако корпус хорошо сохранился, уцелела даже деревянная противоминная обрусовка, сохранились антенны.

В вашем браузере отключен JavaScript
Ссылка на публикацию с видео на сайте ТВ Звезда

О героической судьбе экипажа ПЛ Щ-408, повторившем подвиг экипажей "Варяга", СКР "Тумана" рассказано в книгах Л.А.Курникова и С.А.Гурова

Л.А.Курников
ПОДВОДНИКИ БАЛТИКИ

Подвиг и трагедия Щ-408

Командование флота стремилось вывести подводные лодки на балтийские коммуникации противника как можно быстрее. Это диктовалось интересами фронта. А искать «дыру» в Нарген-Порккалаудском заграждении каждой лодке всё равно предстояло самостоятельно. Место, где удалось бы пройти одной, было практически невозможно точно обозначить для других. Надеяться же на то, что где-то найдутся широкие «ворота», свободные от сетей и мин, не приходилось. И если прорыв этого рубежа был вообще возможен, то поиск проходов не одной лодкой, а двумя-тремя одновременно, вероятно, мог быстрее привести к успеху. Так, во всяком случае, смотрели на это тогда.
Вторую подлодку, Щ-408, находившуюся с 11 мая на Лавенсари, командующий флотом приказал отправить в боевой поход 19 мая.
Погрузившись там же, где восемь дней назад начала самостоятельное движение Щ-303, капитан-лейтенант Кузьмин пошёл дальше не через Нарвский залив, как Травкин, а северным маршрутом. И доказал его проходимость: эта подлодка успешно преодолела Гогландский рубеж. А для зарядки аккумуляторов Щ-408 всплыла там, где заряжалась Щ-303, – в районе острова Вайндло.
Однако Кузьмину здесь не повезло: «Щуку» обнаружил и атаковал противолодочный самолёт. Она успела погрузиться, не получив серьёзных повреждений, но разрывы сброшенных самолётом бомб, по-видимому, нарушили герметичность какой-то из топливных цистерн. Весьма вероятно, что именно маслянистый след соляра позволил быстро появившимся катерам вцепиться в «Щуку», и от них никак не удавалось оторваться.
Так начались подвиг и трагедия экипажа Щ-408. о которых очень немногое смог передать по радио её командир. Полнее представить происшедшее помогли доклады вылетавших туда и включавшихся в морской бой лётчиков.

Преследование лодки катерами, шедшими по её следу, продолжалось более двух суток. Даже при самом экономном маневрировании под водой, она должна была за это время израсходовать почти весь заряд батареи. Вероятно, появились и повреждения от бомбёжки. Около трёх часов ночи 22 мая от Кузьмина была принята краткая радиограмма, для передачи которой надо было хотя бы на минуту подняться на поверхность. В ней говорилось, что противник непрерывно бомбит лодку, не даёт всплыть для зарядки.
– Прошу помочь авиацией,– радировал командир Щ-408.
По приказанию командующего флотом в район острова Вайндло были посланы истребители. По дальности это место находилось на самом пределе их полётных возможностей. Затем вылетела ещё одна группа самолётов. Им пришлось вступить в бой с истребителями противника, но они штурмовали и вражеские катера, и, насколько я знаю,– небезрезультатно.

Однако уничтожить или разогнать те силы, которые гитлеровцы стянули в этот район, близкий к их базам, флотские лётчики не могли. Они были не в состоянии надёжно прикрыть подводную лодку на таком удалении от своих аэродромов, хотя и пытались помочь ей до самого конца неравного боя. Лётчики видели, как Щ-408, которая, вероятно, не могла больше оставаться под водой из-за повреждений корпуса или просто потому, что в отсеках уже нечем было дышать, всплыла, как выскочили наверх расчёты двух 45-миллиметровых орудий и открыли огонь по катерам.
Наши подводники (думаю, это можно сказать о каждом экипаже) всегда были внутренне готовы к тому, что всплытие перед лицом более сильного врага и огневой бой с крайне малыми шансами на победу, станут единственной альтернативой неизбежной гибели в морских глубинах. Я рассказывал, как при таких всплытиях на палубу выходили не только орудийные расчёты, но и моряки, вооружённые автоматами и гранатами.

И как ни мала вероятность благоприятного для подводников исхода подобных действий, не укладывающихся в обычные понятия о тактике подводных лодок, бывало, что дерзость и отвага командира спасали обречённый, казалось бы, корабль. Вспомним, как вырвалась из лап врага С-4, которую гитлеровцы считали настолько своей добычей, что уже обозначили её место на грунте плавучими вешками.
Но капитан-лейтенант Кузьмин, его боевой замполит капитан-лейтенант Круглов и весь экипаж Щ-408 вряд ли могли рассчитывать, что им удастся как-то обмануть противника. Не те были обстоятельства, не та обстановка. А одолеть в огневом артиллерийском бою на короткой дистанции по меньшей мере пять сторожевиков, имевших в сумме не менее десяти скорострельных орудий, практически невозможно. Подводники пошли в свой последний бой с единственной реальной целью – нанести, прежде чем погибнуть, какой-то урон врагу.
Этой цели экипаж Щ-408 достиг. Лётчики видели, как один катер, по которому вела огонь подлодка, стал тонуть, как охватило пламенем другой. После выхода из войны Финляндии потопление лодкой Кузьмина двух противолодочных катеров нашло подтверждение в финских официальных документах.

Подводная лодка Щ-408 ведёт неравный бой с пятью боевыми катерами противника. Картина художника И.Родионова

Лётчики видели, как «Щука» скрылась под водой с развевавшимся над рубкой военно-морским флагом. Трудно с абсолютной определённостью сказать, погибла ли она от полученных пробоин (они, несомненно, были) или же командир принял решение вновь погрузиться. Первое – вероятнее. Как бы там ни было, какие-то отсеки лодки, опустившейся на грунт, оставались незатопленными, и находившиеся в них моряки продолжали бороться за живучесть корабля. Мне самому довелось потом слышать от финских офицеров, побывавших тогда в том районе, что в течение многих часов акустики их катеров улавливали доносившиеся со дна звуки ударов по металлу: подводники, сохранившие до конца твёрдость духа, пытались заделать пробоины, устранить повреждения.

Командир подводной лодки Щ-408 Павел Семёнович Кузьмин

Доблесть моряков Щ-408 поставила эту балтийскую подлодку в отечественной морской истории в один ряд с легендарным «Варягом», североморским сторожевиком «Туман» и другими кораблями, экипажи которых повторили их подвиги. Такие корабли поистине бессмертны.
В Ленинграде, от набережной которого ушла эта подводная лодка в свой последний поход, есть теперь в Кировском районе, за Нарвской заставой, улица Подводника Кузьмина с мемориальной доской на угловом доме, напоминающей о том, что совершили молодой командир и его героический экипаж во славу Родины, во имя грядущей Победы.

Улица подводника Кузьмина

22 мая 1943 года ПЛ «Щ-408», преодолевшая гогландский противолодочный рубеж, была обнаружена и атакована самолетом противника. Попытка экипажа ликвидировать повреждения в подводном положении не удалась, к тому же лодку демаскировало масляное пятно на поверхности. Не имея возможности оторваться от противника, командир принял решение всплыть и принять бой с пятью катерами врага. Из-за тяжелых повреждений, полученных в бою, лодка затонула. Экипаж погиб вместе с кораблем, приняв героическую смерть, но не спустил военно-морского флага перед врагом.

Новая «Щука»

Щ-408 в блокадном Ленинграде

Начало Великой Отечественной войны ПЛ «Щ-408» встретила в составе учебной бригады подводных лодок КБФ в Кронштадте. Степень технической готовности ее составляла 80 %. К концу сентября 1941 года лодка была ускоренно принята в состав Балтийского флота и начала подготовку к переходу из Кронштадта в Ленинград на отработку задач боевой подготовки. 26 сентября в Морском канале ПЛ «Щ-408» столкнулась с сетевым заградителем «Онега». В результате аварии на лодке был пробит прочный корпус и погнута тумба перископа. Субмарина была вынуждена вернуться на завод и встать в ремонт, который закончился только к весне следующего года. 22 июня 1942 года «Щ-408» находилась у стенки завода № 194 (им. Марти) в Ленинграде, устраняя замечания, выявленные при отработке курсовых задач. Здесь она вновь была повреждена в результате попадания двух артиллерийских снарядов противника, обстреливающего город.

Через образованные пробоины внутрь лодки начала поступать вода. Пятый отсек был затоплен полностью. Второй снаряд нанес сильные повреждения надстройке. Кораблю снова потребовался ремонт. 16 октября многострадальная «Щука» перешла в Кронштадт, но и здесь ее преследовали печальные события. 25 октября 1942 года у борта лодки взорвался 210-мм немецкий снаряд. Подлодка вновь получила две осколочные пробоины в прочном корпусе. Пять членов экипажа были ранены и отправлены в госпиталь. Казалось, полоса неудач не закончится, но личный состав сумел переломить ситуацию и «Щ-408» к маю 1943 года была готова к выполнению боевого задания. Трудная, очень трудная задача выпала на долю Павла Семеновича Кузьмина в том суровом для балтийских подводников сорок третьем году. Степень сложности ее и трудности преодоления не представлял на флоте никто.

Щ-408-Днём 22 июня 1942г. в лодку попало два снаряда, 5-й отсек затоплен, повреждена надстройка

Стальные клещи

К 1943 году противник значительно усилил минные заграждения на противолодочных рубежах в Балтийском море. Кроме того, в наиболее узком месте Финского залива – на линии нарген-порккалаудской позиции – были установлены два ряда противолодочных сетей, которые полностью перекрыли залив на всю его глубину. В районе между гогландским и порккалаудским рубежами действовали пять поисково-ударных групп противника, из двух-трех кораблей каждая, и осуществлялось патрулирование самолетами. На островах и побережье были установлены артиллерийские батареи. Эти силы и средства образовали единую противолодочную зону глубиной более 150 миль. Нигде до и в ходе Второй мировой войны не создавалось таких сильных противолодочных рубежей, как в Финском заливе.

Подводная лодка «Щ-408»

Средняя подводная лодка типа «Щ» (заводской № 513), Х-бис серия. Заложена 23.04.39 на заводе № 194 в Ленинграде, спущена на воду 04.06.40 и 22.09.41 включена в состав КБФ.
Водоизмещение: надводное 590 т, подводное 708,3 т; длина: 58,75 м; ширина: 6,4 м; осадка: 3,95 м; мощность: дизеля 2x800 л. с., электромотора 2x400 л.с.; скорость хода максимальная: надводная 14,25 уз., подводная 8,92 уз.; дальность плавания экономходом: над водой (8,5 уз.) 4 000 миль, под водой (2,5 уз.) 100 миль; глубина погружения: до 90 м; автономность: 20 (45) суток; вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2х45-мм орудия (1000 сн.),
2x7,62-мм пулемета; экипаж: 40 человек, из них 7 офицеров.

В этой обстановке командование КБФ к маю 1943 года подготовило на прорыв в Балтийское море первую группу из трех подводных лодок. Первой 11 мая покинула остров Лавенсари гвардейская ПЛ «Щ-303» под командованием капитана 3-го ранга И. В. Травкина. Она успешно форсировала гогландскую противолодочную позицию. Но затем ее постигла неудача – в районе нарген-порккалаудской позиции она трижды попадала в противолодочные сети и подвергалась преследованию кораблями противника. И только благодаря выдержке и находчивости командира лодка была спасена. С большим трудом «Щ-303» удалось оторваться от преследования и вернуться в базу.

Поход в бессмертие

Не дождавшись от «Щ-303» радиограммы о форсировании второй минно-артиллерийской позиции, командование приказало Кузьмину выйти в море. В ночь на 19 мая 1943 года ПЛ «Щ-408» под командованием капитан-лейтенанта П.С.Кузьмина вышла с рейда острова Лавенсари на позицию в Балтийское море. До точки погружения на восточном Готландском плесе ее сопровождали пять сторожевых катеров «морских охотников» и семь катеров-тральщиков. Далее лодка продолжала движение самостоятельно и благополучно форсировала готландский противолодочный рубеж. Через три дня подводники доложили, что лодка получила незначительное повреждение, ввиду того что противник не дает возможности зарядить аккумуляторную батарею. В штабе флота приняли срочные меры – выслали штурмовики и истребители к месту нахождения «Щ-408». Внезапным ударом они рассеяли скопление вражеских кораблей, один сторожевик и два катера противолодочной обороны гитлеровцев потопили. Немцы направили в этот район свою истребительную авиацию. В небе завязались жаркие воздушные бои. Наши летчики потеряли четыре истребителя, два Ла-5 и по одному И-16 и И-153.

Кузьмин Павел Семенович, капитан-лейтенант, командир ПЛ «Щ-408»

Родился 2 января 1914 года. Русский. Член ВКП(б) с 1937 года. В РККФ с 1933 года. В 1938 году с отличием окончил ВМУ им. М. В. Фрунзе и был назначен командиром БЧ-1 ПЛ «Щ-303». В октябре 1940 года окончил спецкурсы командного состава при Учебном отряде подводного плавания им. С. М. Кирова и был назначен помощником командира на ПЛ «С-9», где и принял боевое крещение, вступив в Великую Отечественную войну. 6 октября 1941 года подводнику Кузьмину было присвоено воинское звание капитан-лейтенант, а 24 октября он уже принял под свое командование строящуюся ПЛ «Щ-408».
К весне 1943 года подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта П. Кузьмина вступила в строй. Трудолюбивый, требовательный и способный, Павел Кузьмин хорошо подготовил экипаж к первому боевому походу, но самостоятельно на столь сложное и опасное задание он шел впервые.
Павел Семенович Кузьмин погиб вместе со своим кораблем в первом боевом походе. Именем командира ПЛ «Щ-408» названа улица в городе Санкт-Петербурге. Посмертно офицер- подводник награжден орденом Британской империи «За заслуги» V степени.

В ночь на 22 мая в районе острова Вайндло «Щ-408» была обнаружена по масляному следу и атакована финскими кораблями противолодочной обороны: шестью сторожевыми катерами «УМУ» и минным заградителем «Риилахти», которые преследовали ее в течение трех суток. В последнем донесении, полученном в 2 часа 58 минут 22 мая, командир сообщил, что от взрывов глубинных бомб подводная лодка имеет повреждения топливных цистерн, и просил выслать авиацию против преследующих ее кораблей. Под водой шла нечеловеческая борьба за живучесть подводной лодки. Возглавлял ее опытный инженер-механик балтийского подплава, профессионал своего дела и уважаемый всеми в экипаже офицер – командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Курбатов Петр Павлович. Вражеские корабли трое суток преследовали субмарину. Топливная цистерна оказалась повреждена, и след соляра на поверхности был верным ориентиром местонахождения лодки. «Щ-408» полностью истратила запас электроэнергии, концентрация углекислого газа на лодке стала угрожающей. Наша авиация, израсходовав боезапас, улетела, а враг опять мертвой хваткой сжимал кольцо. Все ближе и отчетливее грохотали новые и новые взрывы. Наступила критическая минута, и командир отдал последний приказ: «Всплывать на поверхность! Принимаем бой!»

Курбатов Петр Павлович, инженер-капитан-лейтенант, командир БЧ-5 ПЛ «Щ-408»

Родился в 1914 году в городе Новороссийске. В 1938 году окончил дизельный факультет ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского и был назначен начальником спец, отделения родного училища, затем – начальником курса, инженером лаборатории ДВС, преподавателем.
С началом Великой Отечественной войны инженер- старший лейтенант Курбатов был направлен в распоряжение военного совета Сибирского военного округа. С 1943 года он командир БЧ-5 ПЛ «Щ-408» КБФ.
25 мая 1943 года Петр Павлович погиб как герой в неравном бою с немецко-фашистскими захватчиками вместе с экипажем подводной лодки.
В июне 1943 года инженер-капитан-лейтенант Курбатов исключен из списков начсостава ВМФ как погибший в боях за Родину.

Принимаю бой

Враг не сразу понял маневр. Лодка всплыла. На кораблях противника возникло некоторое замешательство, возможно, радостное облегчение: «Сдаются! Прекратить огонь!» Но иллюзия предвкушаемой победы была недолгой. На флагштоке лодки затрепетал военно-морской флаг, и две 45-мм пушки открыли огонь. Подводники вступили в артиллерийский бой с пятью катерами. Неравная схватка длилась два часа. Меткими выстрелами комендоры потопили два катера. Получив повреждения и задымив, вышел из строя третий, но и лодка имела несколько попаданий в прочный корпус. Часть прислуги орудий полегла, но раненые и оставшиеся в живых не покидали боевых постов. Вода поступала в прочный корпус, дифферент на корму увеличивался. Мостик был изрешечен осколками, и там уже никого не оставалось. Носовое орудие расстреляло весь боезапас, и врагу отвечала лишь одна кормовая пушка. Когда прогремел последний выстрел, вода побежала по настилу палубы, и над лодкой с оставшимся героическим экипажем сомкнулись волны седой Балтики. Вражеские корабли еще долго находились в районе, где погрузилась «Щука», надеясь, что кто-нибудь всплывет. На лодке остались живые. Шумопеленгаторы вражеских кораблей улавливали звуки тяжелых ударов по металлу. Подводники, видно, пытались заделывать пробоины, но скоро все стихло... К утру 23 мая группа финских кораблей была усилена минным заградителем «Руотсинсалми» и авиацией. 24 мая после неоднократных бомбежек на поверхности воды появилось большое количество масла и пузырей. 25 мая противник посчитал, что подлодка уничтожена.

Минный заградитель Руотсинсалми

Мышеловка для подплава

Из пяти подводных лодок, перед которыми была поставлена задача форсировать Финский залив, ни одной не удалось преодолеть противолодочные сети нарген-порккалаудского рубежа, при этом четыре лодки погибли. Командование КБФ временно отказалось от использования подводных лодок на вражеских коммуникациях. Задача нарушения морских сообщений противника была возложена на военно-воздушные силы флота. С июня 1943 года эта задача решалась, главным образом, торпедоносной авиацией. Действия подводных лодок были возобновлены только во второй половине 1944 года, после выхода из войны Финляндии (04.09.1944 г.) и перебазирования части подводных лодок КБФ на полуостров Ханко и в Турку.

Возвращение из небытия

Разбирая после войны финские архивы и донесения в одном из штабов противолодочных сил бывшего союзника Германии, командование КБФ получило информацию о том, каков был последний час подводной лодки «Щ-408». Как стало известно из этих документов, «Щ-408» не удалось оторваться от преследования. Вражеские самолеты и отряд кораблей, усиленный минным заградителем «Руотсинсалми», преследовали ее до 25 мая. По данным финского историка П. О. Экмана, «Щ-408» погибла 25 мая 1943 года к югу от острова Кери от глубинных бомб, сброшенных на нее минным заградителем «Руотсинсалми». Немецкие авторы считают, что «Щ-408» была потоплена 26 мая 1943 года кораблями 31-й флотилии тральщиков.

Все остается людям

В память о мужественном подводнике, коммунисте, командире героического экипажа ПЛ «Щ-408» Павле Семеновиче Кузьмине решением Ленгорисполкома в 1964 году бывшая Оборонная улица в Дачном районе города Ленинграда была переименована в улицу Подводника Кузьмина. В Центральном военно-морском музее на стенде прорыва блокады Ленинграда экспонируется портрет героя- подводника Павла Кузьмина, его именные часы, полученные за отличное окончание Военно-морского училища им. М.В.Фрунзе, диплом об окончании Высших специальных курсов командного состава подводного плавания им. С.М.Кирова.
Герои не умирают. Они бессмертны!



Полный список членов экипажа подводной лодки Щ-408
1. Кузьмин Павел Семенович , 1913 г.р., капитан-лейтенант, командир ПЛ. Родился в г. Грозном.
2. Круглов Александр Фёдорович , 1911 г.р., капитан-лейтенант, заместитель командира по политчасти. Родился в дер. Свинцово Московской обл.
3. Орлов Игорь Михайлович , 1917 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1-4. Родился в г. Казань.
4. Долголенко Петр Кондратьевич , 1914 г.р., старший лейтенант, помощник командира ПЛ. Родился в г. Новороссийск.
5. Белокопытов Геннадий Иванович , 1917 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3. Родился в г. Нерчинск Читинской обл.
6. Курбатов Петр Павлович , 1914 г.р., инженер-капитан 3 ранга, командир БЧ-5. Родился в г. Новороссийск.
7. Борзенко Николай Иванович , 1922 г.р., лейтенант медицинской службы, старший фельдшер. Родился в г. Краснодар
8. Муранов Мефодий Иванович , 1912 г.р., капитан-лейтенант, дивизионный связист. Родился в г. Старобельск Ворошиловградской обл.
9. Колпаков Николай Андреевич , 1912 г.р., мичман, боцман. Родился в дер. Мячево Ярославской обл.
10. Бритвин Василий Николаевич , 1916 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения рулевых. Родился в дер. Верхний Быстров Нюксенской р-н Вологодской обл.
11. Брагин Николай Дмитриевич , 1920 г.р., старший краснофлотец, старший рулевой. Родился в дер. Малая Брагина Кожевенский р-н Новосибирской обл.
12. Покровский Никита Иванович , 1921 г.р., краснофлотец, рулевой. Родился в дер. Лепнинка Фатежского р-на Курской обл.
13. Путешев Николай Сергеевич , 1920 г.р., краснофлотец, рулевой. Родился в дер. Андреев-Наволок Кондопожского р-на Карело-Финской ССР
14. Волкодамов Павел Степанович , 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков. Родился в г. Черкесск Карачаево-Черкесский автономный округ.
15. Ракитский Алексей Карпович , 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения комендоров. Родился в с. Яцено Камышевский р-н Курской обл.
16. Дряхлов Николай Григорьевич , 1912 г.р., главный старшина, старший группы торпедистов. Родился в г. Тамбов
17. Евстигнеев Василий Петрович , 1916 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов. Родился в дер. Нестерово Новозавидовский р-н Калининской обл.
18. Пилипенко Григорий Захарович , 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист. Родился в с. Манотинцы Перятинский р-н Полтавская обл.
19. Смирнов Михаил Николаевич , 1920 г.р., краснофлотец, торпедист. Родился в дер. Сандыревка Фекрманский р-н Ивановская обл.
20. Финогенов Николай Иванович , 1912 г.р., главный старшина, старшина группы (командир отделения радистов). Родился в дер. Бабино Луковниковский р-н Калининской обл.
21. Москалевский Владимир Григорьевич , 1921 г.р., краснофлотец, радист. Родился в с. Марьинка Марьинского р-на Донецкой обл.
22. Сапунов Николай Григорьевич , 1923 г.р., краснофлотец, ученик-гидроакустик. Родился в г. Пенза
23. Старостин Михаил Афанасьевич , 1912 г.р., мичман, старшина группы электриков. Родился в г. Москва.
24. Глазачев Павел Васильевич , 1913 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения электриков. Родился в г. Шенкурск Архангельской обл.
25. Воеводин Борис Михайлович , 1919 г.р., старший краснофлотец, старший электрик. Родился в с. Болтино Ладский р-н Мордовской АССР
26. Александров Анатолий Дмитриевич , 1919 г.р., краснофлотец, электрик. Родился в дер. Сахаровка станции Валово Тульской обл.
27. Иванов Иван Петрович , 1920 г.р., краснофлотец, электрик. Родился в дер. Паршино Волдайского р-на Ленинградской обл.
28. Романин Георгий Андреевич , 1913 г.р., главный старшина, старшина мотористов. Родился в г. Ленинград.
29. Зорин Михаил Петрович , 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения мотористов. Родился в дер. Лычна Устюженского р-на Вологодской обл.
30. Родионов Петр Артемович , 1920 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения мотористов (моторист?). Родился в г. Уфа
31. Шкатулов Василий Герасимович , 1916 г.р., старший краснофлотец, старший моторист. Родился в г. Москва
32. Гуменюк Василий Афанасьевич , 1916 г.р., старший краснофлотец, моторист. Родился в г. Киев
33. Кириллов Николай Васильевич , 1921 г.р., краснофлотец, моторист. Родился в г. Новый Оскол Курской обл.
34. Артамонов Анатолий Михайлович , 1913 г.р., главный старшина, старшина группы трюмных. Родился в дер. Марьино Устюжского р-на Вологодской обл.
35. Линьков Николай Романович , 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения трюмных. Родился в дер. Волоково Себерский р-н Псковская обл.
36. Онищенко Алексей Дмитриевич , 1920 г.р., краснофлотец, трюмный. Родился на шахте 2/7 "Лидиевка", Донбасс
37. Рябов Николай Алексеевич , 1921 г.р., краснофлотец, трюмный. Родился в дер. Старая Русса Новгородской обл.
38. Осташев Василий Васильевич , 1921 г.р., краснофлотец, кок. Родился в с. Осиевщина Подпорожского р-на Ленинградской обл.
39. Фомин Петр Ефимович , 1920 г.р., краснофлотец, строевой. Родился в с. Каменьподольное Должанского р-на Орловской обл.
40. Самойленко Константин Максимович , 1918 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения СКС. Родился на станции Должанка Краснодарского края
41. Кроличенко Иван Корнеевич , 1920 г.р., старший краснофлотец, командир отделения гидроакустиков. Родился в с. Березовка Белолуцкого р-на Ворошиловградской обл.



Загрузка...